Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания

Исключительное право на фирменное наименование

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Срок действия исключительных прав на фирменное наименование по общему правилу совпадает со сроком деятельности юридического лица.

Исключительное право на фирменное наименование:

а) возникает с даты государственной регистрации ЮЛ;

б) прекращается со дня исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ, в связи с:

прекращением ЮЛ (т.е. с ликвидацией или реорганизацией, ст. 57, 58, 63 ГК);

изменением самого фирменного наименования.

Исключительное право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц, ограничено территорией РФ. Из этого следует, что на территории других стран оно не будет действовать.

 

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

 

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.

Примерами такого "комплексного" использования элемента, включенного в возможные средства индивидуализации, могут служить такие словесные обозначения как "Опель", "Нестле", "Макдональдс" и т.д.

Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Способы защиты права на фирменное наименование. Пункт 4 ст. 1474 ГК предусматривает два способа защиты права на фирменное наименование:

1- прекращение использования фирменного наименования нарушителем;

2- возмещение убытков, причиненных правообладателю.

 

.

 

Тема: Понятие и виды товарных знаков

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров . Основная функция товарного знака - это способность отличать товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от однородных товаров и услуг других юридических лиц и предпринимателей.

Товарный знак – связующее звено между изготовителем и потребителем, промышленностью и торговлей, стимул и неотъемлимый элемент рыночных отношений. Простановка товарного знака и его регистрация – право, а не обязанность предприятия

Важность товарных знаков определяется следующими причинами:

- гарантируется определенный уровень качества продукции;

- облегчается идентификация продукции;

- облегчается реклама продукции

- продукция, имеющая товарный знак на международном рынке ценится на 15-25% выше.

НПБ:Глава 4 ГК РФ,Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г.; Приказы Роспатента.

Основной орган гос. Регулирования – Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент):

- осуществляет единую политику в области товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

- принимает заявки на регистрацию указанных объектов промышленной собственности;

- проводит их экспертизу, государственную регистрацию;

- выдает свидетельства;

- публикует обязательные сведения, дают разъяснения по применению закона.

Субъектами исключительного права на товарный знак могут быть :

1) юридическое лицо;

2) индивидуальный предприниматель.

 

Виды товарных знаков:

1) словесные(они доминируют в мире)

2) Изобразительные

3) объемные

4)другие(световые, звуковые, движущиеся и др.) обозначения или их комбинации; в любом цвете.

По числу субъектов права на использование выделяют следующие виды знаков:

- индивидуальные

- коллективные

По степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на следующие:

- обычные;

- общеизвестные.

Под общеизвестностью товарного знака понимается степень его известности кругу действительных или потенциальных потребителей обозначаемых им товаров. Фактор известности товарного знака в сочетании с его репутацией автоматически делает популярными товары даже в странах, где товарный знак не был зарегистрирован. Признание обозначения общеизвестным товарным знаком автоматически означает предоставление ему соответствующей правовой охраны.

Для признания товарного знака общеизвестным заинтересованное лицо подает в Роспатент заявление