Гражданско-правовая ответственность

Административная ответственность

В Кодексе об административных правонарушениях содержится ст. 14.3, которая устанавливает ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе в виде наложения штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта ответственности. Так, на граждан накладывается штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность установлена также за невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 2000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.5 КоАП).

За непредставление сведений (информации) или ее несвоевременное представление в государственные органы, осуществляющие функции государственного контроля*(1091), или представление в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.7 КоАП).

 

Суммы штрафов за нарушение законодательства о рекламе зачисляются в бюджет ( 40% - федеральный бюджет; 60% - бюджет субъекта РФ)

Прежде всего следует отметить, что гражданско-правовая ответственность наступает за распространение ненадлежащей рекламы.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 ФЗ "О рекламе" лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и(или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

Таким образом, потерпевшими от распространения ненадлежащей рекламы могут быть любые лица (физические и юридические), права и интересы которых нарушены. В указанной части ст. 38 ФЗ РФ "О рекламе" перечислены примерные способы защиты в случае причинения вреда распространением ненадлежащей рекламы. В частности, для защиты нарушенного права могут быть использованы следующие способы защиты.

 

1. Возмещение убытков, включая упущенную выгоду

Таким образом, в ст. 15 ГК РФ определены две составляющие убытков:

реальный ущерб;

упущенная выгода.

Следует отметить, что гражданское законодательство исходит из принципа полного возмещения убытков. Из ст. 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, т.е. взыскания в его пользу как реального ущерба, так и упущенной выгоды. Возмещение убытков в меньшем размере допускается в виде исключения в случаях, предусмотренных в законе либо договоре.

К реальному ущербу относятся произведенные или будущие расходы, т.е. сумма, которую потерпевший (кредитор) вынужден затратить вследствие допущенного должником нарушения обязательства для восстановления нарушенного права

Упущенная выгода - это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было бы нарушено. Размер неполученных доходов должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. Для организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, неполученные доходы принимают форму неполученной прибыли.

 

2. Возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц и(или) имуществу физических или юридических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Также при рассмотрении подобных дел необходимо установить наличие вины причинителя вреда, поскольку по данному виду деликтных обязательств не установлено ответственности независимо от вины причинителя вреда.

 

3. Компенсация морального вреда

Исходя из ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания. Закон "О рекламе" предусматривает возможность заявлять требования о компенсации морального вреда.

 

4. Публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама)

Под опровержением недостоверной рекламы следует понимать информирование потребителей о ложности сообщенных сведений в распространенной рекламе. При применении данной меры суд должен установить, во-первых, сам факт распространения недостоверной рекламы, а во-вторых, несоответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, т.е. недостоверность рекламы.

Публичность опровержения означает доведение информации о недостоверности рекламы до широкого круга лиц. Как правило, осуществляется оно в той же самой форме, в которой существовала реклама. Например, путем помещения соответствующего сообщения в газете или журнале, в котором была распространена недостоверная реклама.

Суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

 

 

Уголовная ответственность отменена.

 

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Вопросы:

1.Авторские права – основные понятия, виды, защита авторских прав