Административная ответственность за нарушение права на коммерческую тайну

Гражданско-правовая ответственность за нарушение права на коммерческую тайну

Ответственность за нарушение права на коммерческую тайну

Ответственности за нарушение положений Закона "О коммерческой тайне" посвящена статья 14 указанного Закона. Согласно этой статье за нарушение права на коммерческую тайну лицо, совершившее противоправное деяние, может быть привлечено к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Основной формой защиты права на коммерческую тайну является юрисдикционная процедура, суть которой состоит в обращении обладателя конфиденциальной информации, права и законные интересы которого нарушены, за помощью к компетентным государственным органам.

Выделяют два вида юрисдикционной процедуры - рассмотрение дела в судебном и административном порядке.

Наиболее важное значение имеет судебный порядок защиты нарушенных прав, который предполагает обращение в суд. Так как в качестве обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, могут выступать только юридические лица и частные предприниматели, большинство обращений относится к компетенции арбитражных судов. Арбитражным судам подведомственны и разбирательства с участием органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления. Суды общей юрисдикции рассматривают иски работодателей к работникам, нарушившим режим коммерческой тайны в рамках трудовых отношений.

Административный порядокзащиты права на коммерческую тайну применяется гораздо реже. Это связано с тем, что, во-первых, его применение возможно лишь в случаях специально предусмотренных в законе. А, во-вторых, любое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Статья 139 Гражданского кодекса содержит прямое указание только на один из гражданско-правовых способов защиты права на коммерческую тайну, а именно на возмещение причиненных убытков, но допускает возможность применения и других способов защиты, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными правовыми актами.

Таким образом, закон предусматривает возмещение убытков в полном объеме (за исключением ситуации, когда в качестве виновного лица выступает работник обладателя коммерческой тайны) - компенсации подлежит как реальный ущерб в имуществе потерпевшего, так и упущенная им выгода.

 

Ответственность за административные правонарушения в области информации установлена статьями 13.11-13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Прежде всего, это касается статьи 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая устанавливает ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом.Субъектами данного административного правонарушения могут выступать граждане или должностные лица, получившие доступ к указанной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, допустившие ее разглашение, то есть распространение в устной или иной форме сведений, относимых к такой информации, когда они стали достоянием других лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает санкцию в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда для граждан. Для должностных лиц предусмотрена повышенная ответственность. Для них размер административного штрафа составляет от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Следующий состав правонарушения предусмотрен статьей 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за нарушение правил защиты информации.Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Под названную категорию подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну.

Согласно части 1 статьи 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну). Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.

Еще один состав правонарушения, косвенно связанный с защитой права на коммерческую тайну, предусмотрен статьей 13.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 13.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматриваются должностными лицами органов ФСБ и Гостехкомиссии.