Теория Ж. Пиаже

Лекция 1-2. 05.09.2012

Семинар 4. 12.12.2012

Имидж и самопрезентация педагога.

Н.А. Менчинская.

Лень. Болезнь социализации. Лень родилась прежде человека. Родители развивают лень у детей, т.к. не дают им работу и т.п. Детей надо с самого начала преодолевать посильный труд.

Учебная мотивация.

Монтессори.

Система Макаренко.

 

 

Маргарет Мид «Культура детства». Мид ставила главный вопрос для себя: «Как мы можем понять себя?»

Заповеди антрополога в полевых условиях (Мид):

1. установка на возможность столкновения в любое мгновение с новой, еще не зарегистрированной формой человеческого поведения

1. не пробуй притворяться быть частью общества, в котором ты живешь;

2. не делай работу, которую они делают;

3. не носи одежду, которую они носят;

4. будь наблюдателем.

Психоаналитический подход к изучению ребёнка.

Детский дом-лаборатория «Международная солидарность» на Малой Никиктской улице в Москве (1921-25 гг.) Количество воспитанников сначала было 30 человек, затем уменьшилось до 12.

Новый методологический подход к детскому рисованию.

Вера Шмидт «Психоаналитическое воспитание в советской России», «Дневник матери».

В начале 30-х гг. 20 века психоанализ в России был запрещён и фактически уничтожен.

Во Франции психоанализ быстро развивался: Франсуаза Дольто, Мелани Кляйн, Винникотт, Маргарет Малер, Серж Лебовичи.

В детском психоанализе до сих пор остаётся много спорных и нерешённых вопросов.

«Я сюда больше никогда не вернусь», — десяти минутное видео про девочку.

Статья Пиаже «Теория Пиаже»

Пиаже родился в 1896 году (как и Л.С. Выготский). Умер в 1980 году. Написал за свою жизнь 52 книги (монографии) и 462 статьи. Всего 20 тысяч страниц публикаций.

Центральная проблема — проблема развития интеллекта. Как возможно познание? Как человек переходит от незнания к знанию, как формируются основные категории мысли (количество, число, случайность, время и т.п.)? Он стремился дать естеств.-научное биологическое объяснение познанию. Необходимо понять биол. истоки, на которые опирается теория и эпистемологические выводы (наука о том, как возможно научное знание). Между этими науками есть разрыв, который надо заполнить. Этот разрыв заполняет детская психология, генетическая психолгия.

Мы считаем Пиаже детским психологом. Он изучал развитие психических процессов, развитие интеллекта. Генетическая психология — психология, изучающая развитие психических процессов.

Чтобы объяснить полученные психологические факты, сейчас используют статистику, Пиаже говорил, что не математика, а логика позволяет строго описать те факты, которые изучает психолог.

Свою научную работу Пиаже начал в качестве биолога (изучение моллюсков и др.)

Отец Пиаже был историком, ректором университета. Сейчас есть гимназия им. Жана Пиаже. Отец говорил, что в истории нет настоящих фактов, в ней легко белое сделать чёрным. Желание получить настоящие факты было очень свойственно Пиаже. Свою научную работу начал в Париже в лаборатории Теодора Симона (соратник Альфреда Бине). Шкала Бине-Симона.

Пиаже стандартизировал на парижских детях тесты, разработанные англ. учёным С. Бертом. В книге «Психология в лицах» есть биография Берта.

Тесты Берта на рассуждение. Есть 18 гвоздик и ещё 4 цветка. Чего больше: гвоздик или цветов? Ребёнок говорил, что гвоздик больше. Т.к. ребёнок целого не замечает, начинает сравнивать части между собой.

Коэффициент уровня развития оценивается по правильным ответам, а Пиаже обратил внимание на ошибки детей. Почему в таких лёгких (с т.з. врослых) задачах ребёнок делает ошибки? Логика не врождённая, она развивается. → Развитие логики в онтогенезе. Ошибки в логике сразу заметны. Вот Пиаже и пришёл к тем самым точным фактам.

Как можно изучать развитие логики ребёнка? Тесты для этого не подходят. Они фиксируют достигнутый уровень развития ребёнка, но они не показывают, как этот уровень был достигнут. Кроме этого, тесты становятся быстро известны. На них человека можно натренировать. Поэтому надо найти метод, с помощью которого можно изучать развитие интеллекта у ребёнка.

Швейцарский психиатр Крепелин (Выготский «Диагностика развития и педологическая практика трудного детства»). Когда больной приходил к врачу и говорил, что у него кашель, врач ставил диагноз на основе симптомов. Крепелин говорит, что за симптомом всегда надо искать причину, который этот симптом вызывает. В то время это была очень плодотворная, новая идея.

Клинический метод (разработал Крепелин). Идею этого метода использовал Пиаже, разработал метод клинической беседы. Клиническая беседа — разговор с ребёнком на далёкие от его опыта темы. Такой разговор — новая ситуация, которая действительно может показать, как ребёнок думает. Напр., почему солнце светит, почему реки текут, почему облака движутся? Может ли мама увидеть тот же сон, который видишь ты? Такую беседу проводить непросто, т.к. это должен быть цепеобразный разговор (ответ ребёнка влечёт за собой новый вопрос взрослого). Этот метод нельзя стандартизировать, потому что не известно, что ответит ребёнок.

Э. Клапаред (Женевский университет, в Женеве есть площадь Клапареда): «Клиническая беседа — умственная аускультация и перкуссия, это искусство, искусство спрашивать».

На основе этой беседы Пиаже получил море фактов крупной и мелкой величин. Факты Пиаже самые достоверные в области детской психологии, их может получить любой исследователь, в какой бы стране он ни жил. Эти факты называются феноменами Пиаже.

Свои факты Пиаже описал в первых пяти книгах (относится к детям дошкольного возраста). Три книги переведены на русский язык.

1. «Представления ребёнка о мире». Обзор на рус. яз. в книге Дж. Флейда «Аналитическая психология Пиаже».

· Феномен интеллектуального реализма — ребёнок понимает вещи так, как он их видит, оценивает явления на основе непосредственного восприятия. Поэтому он считает, что Луна идёт за ним, когда он идёт. Реалистическое мышление — мышление, которое происходит с опорой на восприятие. Объективное мышление — мышление, при котором разделяется то, что мы видим, и то, что есть на самом деле.

· Анимизм — неодушевлённые предметы обладают сознанием, душой, чувственностью.

· Артификализм — с т.з. ребёнка явления природы сделаны руками человека. «Как появилась Солнце на небе?» — «Бог чиркнул спичкой, и появилось Солнце». «Звёзды сделаны из железа блестящего, их доставили туда космонавты.» «Облака выдувают из трубы.»

2. «Представления ребёнка о физической причинности». (Дети 5-6 лет)

Моральная причинность. Механистическая причинность. Объективная причинность.

3. «Суждения и рассуждения у ребёнка».

· Рядоположение суждений. Ребёнку предлагаются незаконченные предложения с союзами причинности. Напр., «Мальчик упал с велосипеда потому что…» Дети подменяют союз причинности союзом «и». Это феномен соположения высказываний, или рядоположение суждений.

· Нечувствительность ребёнка к противоречиям. Детские высказывания насыщенны противоречиями, которые ребёнок не замечает.

· Трудность определения относительных понятий. Например, понятие брат.

— У тебя есть брат?

— Да.

— А у твоего брата есть брат?

— Нет, нас только двое.

· То, как ребёнок строит суждения. Он переходит от частного к частному, минуя общее основание, это называется трансдукцией.

4. «Речь и мышление ребёнка».

Феномен эгоцентрической речи. Пиаже проводил исследования в дет. саду, работающем по системе Монтессори. Пиаже записывал речь ребёнка в ситуации игры. Пришёл к выводу о том, что ребёнок рассуждает со своей точки зрения и не пытается удостовериться в том, что другой ребёнок его слышит и понимает. Ему кажется, что его и так слышат, и понимают. Пиаже пишет, что ребёнок, в основном, говорит о себе (эгоцентрическая речь). Это речь для себя.

— Что ты сказал?

— Я не тебе говорю, я себе говорю.

Формула для определения коэффициента эгоцентрической речи: .

(Эхолалия — некотролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.)

Чем моложе ребёнок, тем выше коэф.эгоцентрич.речи, со временем эгоцентрическая речь отмирает.

5. «Моральные суждения ребёнка».

Феномен морального реализма. Чтобы его выявить, Пиаже придумал два рассказа на моральные темы.

Например, изучал представления ребёнка об оплошности. Ребёнка позвали обедать, на подносе было 6 чашек, чашки упали и разбились. Ребёнку не разрешали брать варенье, он толкнул чашку, чашка упала. Кто виноват сильнее? Ребёнок отвечает, что тот, кто разбил больше чашек. Ребёнок оценивает события по моральному ущербу, он не учитывает морального намерения.

Что такое ложь. Девочка увидела на улице, кот. её испугала, сказала маме, что собака была величиной с коровы. Мальчик пришёл из школы с плохой отметкой, но сказал, что ничего не получал. Ребёнок говорил, что девочка солгала больше, т.к. таких собак не бывает.

Все эти феномены — симптомы развития, внешние проявления. Но за ними надо искать причину, это суть клинического метода. Пиаже сделал вывод о том, что за этими симптомами скрывается внутренняя умственная структура (позиция), кот. предаёт качественное своеобразие детскому миру — эгоцентризм.

Для эгоцентризма свойственно:

· ребёнок рассматривает свою т.з. как абсолютно истинную;

· ребёнок не умеет соотносить свою т.з. с т.з. других (не хватает реципрокности, взаимности, мысли);

· ребёнок не понимает оснований для своих высказываний (нет релятивности мысли, соотношения с определёнными критериями).

Эгоцентризм свойственен и взрослому человеку, не только ребёнку.

Развитие мысли — переход от эгоцентрической к объективной позициям (социализованное мышление).

Находясь под влиянием психоанализа, Пиаже понял, что психоанализ обращает внимание на мотивационную сферу личности. Но решить задачу при сколь угодно большой мотивации невозможно, если нет общей умственной структуры. А для Пиаже ценность представляла теория развития интеллекта.

Фильм «Опасный метод».