Предмет и задачи культуры речи

Раздел 1. Основные понятия культуры речи. Культура речи как наука. История развития культуры речи как науки. Современная концепция культуры речи.

5.

4.

3.

2.

1.

Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты.

Роль государства в трансформационной экономике.

Реформирование отношений собственности и структурная перестройка, либерализация экономики.

Концепции перехода к рыночной экономике.

Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена причинами, среди которых:

§ неэффективность административно-командных рычагов управления, их негибкость в ответ на изменения экономической конъюнктуры;

§ нарастание диспропорций по причине скрытой инфляции;

§ исчерпание экстенсивных факторов экономического роста;

§ низкая производительность труда работников государственных предприятий, лишенных инициативы и экономический стимулов.

Трансформационная (переходная) экономика – экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах. Переходная экономика характеризуется периодом, включающим промежуток времени, в течении которого экономика страны трансформируется в новое, качественно иное состояние посредством осуществления кардинальных реформ экономической системы. Переходная экономика носит многоукладный многосекторный, характер. Содержанием переходной экономики постсоциалистических стран является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики, методов хозяйствования, преобразование социально-экономи­ческих отношений, их демократизация и либерализация.

 

 

Процесс трансформации экономической системы, теоретических и практических подходов и осуществление рыночных реформ рассматривают с двух противоположных концепций. Одна из них называется «градуализм» (постепенный), вторая – «шоковая терапия».

Градуализм– это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что так можно избежать резкого снижения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачного примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.

«Шоковая терапия»это концепция, в основе которой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории. Таков путь прошли большинство стран Центральной Европы, Литва и Эстония, Польша, в некоторой степени Россия и др. страны.

 

 

Разгосударствление собственностипроцесс устранения монополии государственной собственности, осуществляемый как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий.

Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятие, ранее принадлежащее государству, гражданам, либо коллективам работников, ведущим про­изводство на принципах негосударственной формы собственности.

Либерализация экономикиозначает снятие разнообразных административных ограничений на принятие решений субъектами хозяйствования. Она предполагает либерализацию цен, внутренней и внешней торговли и дерегулирование бизнеса, снятие ограничений на доходы и заработную плату, демонтаж институтов планово-распределительной системы. Главный элемент указанных процессов – либерализация цен. С него начинается запуск рыночной экономики, потому что именно свободные цены определяют поведение агентов рынка.

На этапе переходной экономики важная роль отводится государству по обеспечению институциональных и правовых правил развития рыночных отношений и на этой основе трансформации своих функций.

В переходной экономике государство, прежде всего, обеспечивает институционально-правовую основу развития рыночных отношений. Это его первая функция.

Второй функцией государства на стадии переходного периода является ликвидация и компенсация негативных эффектов, вызванных несовершенством рынка: таких как преследование цели максимизации прибыли, устранение от участия в социальных, научно-исследовательских государственных программах, производстве общественных благ и др.

Третьей функцией государства и одновременно задачей в переходный период является осуществление макроэкономической политики, по стабилизации, устойчивому развитию и долгосрочному экономическому росту. Основным содержанием политики на этом этапе является достижение: стабильности общего уровня цен; твердого валютного курса; роста материального и нематериального производства; полной занятости; снижение инфляции.

Белорусская модель перехода к рынку характеризуется следующим: была избрана эволюционная концепция перехода к рынку и социально ориентированная модель; происходило значительное свертывание национального производства; был установлен контроль за стабильностью валютного курса; структурная политика носила как прямой, так и косвенный характер и т.д.

При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

1. К ее основным чертам относятся: значительная регулирующая роль государства; принцип постепенности, эволюционности преобразований; сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти; четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности; социальная направленность производимых реформ; активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.

 


Термин культура речи многозначен. Во-первых, его можно понимать в широком смысле, и тогда он имеет синоним культура языка (в этом случае подразумеваются образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом). Во-вторых, в узком смысле, культура речи - это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного, устного и письменного, общения. Л.И. Скворцов дает такое определение: "Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи". В лингвистической литературе традиционно принято говорить о двух ступенях освоения литературного языка: 1) правильности речи и 2) речевом мастерстве. Культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру его мышления, знание языка. В филологии различают речевую культуру личности (коммуникативную компетенцию) и речевую культуру общества.

Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В. Рождественский (Общая филология. М., 1996. С. 14).

В-третьих, культурой речи называют самостоятельную лингвистическую науку. В «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем: «1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мысли (точка зрения нормативно- регулирующая)… 2. Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений. Нормативность речи также включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота».

Культура речи как лингвистическая наука, изучает совокупность и систему коммуникативных качеств речи. Предметом культуры речи как учения мы сможем признать языковую структуру речи в её коммуникативном воздействии.

Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.
Достижение этой цели в полном объеме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс.

Культура речи включает три аспекта:

    • нормативный;
    • коммуникативный;
    • этический.

Данная дисциплина опирается на весь круг описательных лингвистических наук, а также на психологию, логику, эстетику, социологию, педагогику. Особенно тесные связи культура речи как наука имеет со стилистикой.