Продуктивные -

-частично-поисковые, Метод, при котором учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи) получил название частично-поискового или эвристического. Формируются продуктивная деятель­ность третьего и четвертого уровней -применение, творчество и соответст­вующие знания-умения и знания-трансформации.

 

 

-проблемные - преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации

-исследовательские - это вид самостоятельной аналитиче­ской деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса. Формируются продуктивная деятель­ность четвертого уровня - творческая и знания четвертого уровня - знания-трансформации

4. активные М. акт, обуч.: Неролевые м.:1.Анализ конкрет.ситуаций; решение задач производ.характера по минигруппам; выраб-ка плана меропр-ий, напр-ных на выполнение задач. 2.Имитационные упраж. (созд-ие проблемн.ситуации; выраб-ка вар-тов реш-ия проблем; предст. вар-тов в письм. виде; анализ реш-я, их обсужд.; оценка кач-ва реш-ия в баллах; анализ ошибок в реш-ях; выраб-ка общ. оптим-го реш-ия); 3.Тренажеры: использ-ние тренажеров, имит-щих раб.место; Ролевые м.: 1)Деловая игра (роли, их исполнители; наличие общ. цели; разраб-ка инстр-ций по вып-нию ролей); 2) Разыгрывание ролей (исполнение ролей студентами); 3) Игровое проектир-ние - разр-ка вар-тов реш-ия проект.конструкт.задач. 4)- семинар-дискуссия, круглый стол

5 по видам учебной деят-ти- (познав, и практич.)

по характеру предметного содержания,

по логике познания (М работы с учебником, м. Работы с наглядными средствами обучения (разработки, применениия средств), м. Проектирования, моделирования, конструирования, м. Составления, решения и применения учебных задач, м. Организации и выполнения лабораторно-практических работ, м. Проведения практикумов, м. Упражнений).

 

К методам и средствам изучения теор. материала относятся: объяснение, доказательство, рассуждение, сравнительная характеристика, обобщающая характеристика.

Устное изложение уч.матер. (виды): - рассказ, объяснение, лекция, инструктаж; -рассуждение, характеристика, словесное описание; - доказательство.

Обсуждение (виды): - беседа, семинар, коллоквиум, работа по микрогруппам ; - собеседование.

Демонстрация (виды): - личная демонстрация педагогом чего-либо; - показ с помощью специально подготовленных средств наглядности; -демонстрация средств наглядности (табл. и иллюстрация схем); - демонстрация кино, видео фильмов.

Упражнения (виды): 1.По характеру формируемых умений: физич.; специальные; комплексные.

2.По способу выполнения: колл-ные; индивид.

3.По назнач.: вводные; основные; тренировочные.

Методы работы с учеб. текстом: - подготовка сообщ.; - выдел, гл. в тексте; -словарный диктант; -выступл.с сообщением или докладом; - раб. с доп. лит-рой; - составление таблицы, схем, чертежей, рисун­ков, иллюстраций; анализ понятия, факта, явления; конспектирование.

Конструктивные МО: -мет.проектир.содер.; - мет.струк учебный материал. . В процессе изучения геометрии конструктивным методом можно научить школьников устанавливать достаточность (недостаточность, избыточность) данных задачи для ее решения. Для этого, не решая задачу, строят фигуру по данным ее условия с помощью инструментов (рисуют от руки с соблюдением соотношений между данными) и делают вывод о наличии и числе решений.

М. развив-щего обуч.:

метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

м. диалектич. Противоречий – 1. Формирование группы, 2. Рассмотрение проблемы, 3. Анализ вариантов ответа, 4. Обощение результатов, 6. Принятие решения, (если не принято решение, то опять обсуждение проблемы), 7. Оглашение результатов

м. направляющих текстов – Структура работы с направляющими текстами

Направляющие тексты можно рассматривать как центральное учебное средство, выполняющее в процессе обучения функции управления комплексной задачей или фазой обучения и их структурирования. Метод направляющего текста состоит из шести ступеней. Этот процесс базируется на основной идее о полных действиях учащихся. Рисунок 1.1. освещает фазы применения метода направляющего текста.

1) Фаза получения информации

Учебный процесс начинается с того, что учащиеся получают информацию о поставленной рабочей задаче. Они должны прежде всего понять, о чем идет речь в задаче и в чем конкретно заключается цель обучения. Причем информирование не ограничивается работой в классе. Учащиеся должны использовать как можно больше средств получения информации, в том числе и внешних. К этой фазе также относятся просмотр и отбор полученной информации.

2) Фаза планирования

Задача фазы планирования состоит в составлении рабочего плана. С точки зрения применения средств обучения эффективным является планирование с использованием компьютера. В таком случае учащиеся производят необходимые изменения непосредственно на экране и сразу же распечатывают переработанный рабочий план.

3) Фаза принятия решения

На этой фазе противопоставляются альтернативные рабочие планы и принимается решение в пользу предполагаемой оптимальной альтернативы. С одной стороны, учащиеся благодаря интенсивной работе с направляющим текстом осознают, какие переменные и ограничения (время, деньги, сотрудники) оказывают влияние на принятие решение за или против альтернативных подходов. С другой стороны, учащиеся видят, что в профессиональной практике необходимо принимать решения. Особое значение на фазе принятия решения приобретает беседа с учителем. В ходе беседы учитель не задает правильный подход, а стимулирует дискуссию среди учащихся.

4) Фаза осуществления

Опираясь на тщательное предварительное обдумывание, учащиеся приступают к приобретению знаний и навыков (например, использования компьютерных программ). Учитель следит за тем, в каком объеме учащиеся придерживаются рабочего плана, который они посчитали оптимальным, и какие отклонения от него наблюдаются

5) Фаза контроля I

Под контролем на занятиях, проводимых по методу направляющего текста, подразумевается самоконтроль при помощи содержащихся в направляющем тексте бланков для контроля. Самоконтроль служит для выяснения пробелов в знаниях учащихся и является ценной обратной связью для определения достигнутого уровня и имеющихся недостатков. Он проводится в письменном виде параллельно с осуществлением работы. Таким образом, обеспечивается возможность улучшения результатов за счет доработки, а также более тщательной работы. в будущем, если это необходимо. Самоконтроль может дополняться проверкой со стороны учителя, хотя личный контроль со стороны учащихся стоит на первом плане.

6) Фаза оценки

На фазе оценки результатов работы нужно сделать выводы из результатов контроля. Метод направляющего текста не предусматривает выставления отметок за достигнутые результаты. В разговоре с учащимися учитель старается побудить их к самостоятельному выявлению ошибок. Учащиеся, прежде всего, учатся не принимать равнодушно к сведению ошибки, а активно бороться с ними и использовать все возможности, чтобы избежать их в будущем.

Варианты метода направляющего текста

Направляющие тексты являются письменным руководством, которое заранее задает определенную структуру учебного процесса, управляемого в основном учащимися. Направляющие тексты предоставляют информацию о содержании и целях обучения, а также указывают на дополнительные источники информации (например, специалисты, технические средства информации) по конкретной задаче (см.Приложение № 1).

Это значит, что направляющие тексты содержат и информацию о том, где и как можно получить дополнительную информацию (например, в специальной литературе, с помощью экспертов, аудиовизуальных средств информации и т. д.).

 

м. инструктирования – организация работы на основе инструкций (инструкционные карты, инструкционно-технологические карты)

 

Основные принципы отбора методов:

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, он должен определить главную цель и конкретные задачи, которые будут решаться на занятии.

Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач. Далее нужно выбрать оптимальные пути, позволяющие наилучшим образом осуществить познавательный процесс. Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода: 1) закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них; 2) цели и задачи обучения; 3) учебные возможности учащихся (возрастные, уровень подготовленности, особенности ученического коллектива); 4) внешние условия (географические, производственное окружение); 5) возможности педагога (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

Выбор МО зависит

-от целей (перечня требований к студентам),

-от психол-ких особ-тей студ-тов,

-от степени их подготовл-сти, заинтерес-ти и акт-ти,

-от уровня оснащенности,

-от Средств Обучения,

-от задачи, поставл-ой на этапе урока,

-от этапов усвоения знаний,

-от вида деятельности, совершаемого на определенном этапе урока,

-от характера применяемого предметного содержания,

-от педагогического мастерства преподавателя.