ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ТИПИКОНА

В начале VII века персидский царь Хосров II (590 - 627), воспользовавшись династической смутой в империи, отторгает от нее Сирию, Палестину и Египет. В 614г. он захватывает Иерусалим и громит окрестные монастыри. В огне погромов гибнет прото-Устав прп. Саввы.

По крайней мере, так думал блаж. Симеон Солунский, прибавляя, что уже знакомый нам (по посещению старца Нила) св. Софроний (тогда уже - патриарх Иерусалимский) ок. 635г. вводит в своем патриархате Устав иерусалимского храма Воскресения. В VIII веке его обогатили своими канонами прпп. Иоанн Дамаским, Косма Маюмский и др. песнописцы.

В то же время в Константинополе возникает Студийская редакция этого Устава, которая от туда перешла на Афон (X век), а с Афона была заимствована прп. Феодосием Печерским для своего Киево-Печерского монастыря (1065г.) и распространилась по всей тогдашней Руси.

Между тем, в том же XI веке сирийский игумен Никон Черногорец находит в библиотеке Лаодикийского монастыря древний Устав прп. Саввы и начинает активно его внедрять вместо Устава храма Воскресения.Этот Савваитский (Иерусалимский) Устав быстро распространяется не только на Востоке (в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах), но и на Западе империи - особенно после того, как в 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь и Студийский монастырь прекратил свое существование. С этого момента Студийский Устав всюду заменяется Иерусалимским (Савваитским), который в XIV веке также проникает на Русь и постепенно вытесняет Студийский Типикон (XV век).

Всю эту долгую и запутанную историю нашего Типикона мы будем подробно разбирать и распутывать в последних лекциях (если останется время). А тем коллегам, которые уверены, что “времени уже не будет” (Откр. X, 6), я рекомендую классический труд И. Мансветова “Церковный Устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви”, М.,1885г.

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ VII ВЕКА – ЗАПАД

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ VII ВЕКА – ВОСТОК