ЕГИПЕТСКОЕ МОНАШЕСТВО И ПРП. ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ

ИСТОЧНИКИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА

ГЕНЕЗИС УСТАВА

МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Сегодня мы будем говорить о монашеском богослужении и о начальном периоде развития богослужебного Устава (с IV по VIII века). Этот период наименее благоприятен для научного исследования, т.к. строго установленного порядка совершения богослужений ещё не было. Этот порядок только ещё начинает складываться у настоятелей отдельных монастырей. Причём древнейшие монастырские уставы содержат очень мало литургического материала и он полностью растворён среди дисциплинарных правил. Тем не менее, его необходимо осмыслить прежде, чем перейти к нашим основным православным уставам: Иерусалимскому, Студийскому и Уставу Великой церкви - Св. Софии Константинопольской.

К нашим древнейшим источникам относятся прежде всего:

1. Устав прп. Пахомия Великого (†348 для Тавеннесийского монастыря.

2. “Правила монашеские” (пространные) свт. Василия Великого (†379).

3. Устав прп. Иоанна Кассиана Римлянина (†435).

4. Устав прп. Бенедикта Нурсийского (†543) для Монте-Кассинского монастыря в Италии.

Все эти материалы собраны свт. Феофаном Затворником в сб-ке “Древние иноческие Уставы”, М., 1892г. (репринт: М., изд. С-Преображ. Валаамского м-ря, 1994г. Сер.: “Церковно-историческая библиотека”).

Кроме того отдельным томом изданы “Писания” прп. Иоанна Кассиана Римлянина (В переводе с латинского) М., 1892г. (репринт Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993г.). Сюда вошли 2 труда:

“О постановлениях киновитян” в 12 книгах и

“Собеседования египетских подвижников” (24 собеседования), в которых преподобный запечатлел для соотечественников драгоценные подробности быта и обычаев Египетских и палестинских монахов.

Далее к древнейшим и важнейшим нашим источникам следует отнести:

5. Житие прп. Саввы Освященного, содержащее ценные сведения о монашеском богослужении V - VI веков.

6. Жития прпп. Орсисия и Феодора (учеников прп. Пахомия), прпп. Харитона, Евфимия Вел. и др. палестинских подвижников.

7. Прп. Орсися аввы Тавеннисийского “Учение об устроении монашеского жительства” (репринт М. “Русск.хронограф”, 1994).

8. Повествование нач. VI в. о посещении блаж. Иоанном Мосхом и свт. Софронием аввы Нила Синайского (из рукописи Ватиканской библиотеки BHG, 1438 w.).

9. Патерики: “Лавсаик” Палладия Еленопольского (репринт М., 1992); “Жизнь пустынных отцов” пресвитера Руфина (Св. Троицк. Сергиева Лавра 1898г.); “Апофтегмы (Изречения египетских отцов”, СПб, 1993) или “Древний патерик (М, 1991), “Луг духовный” Иоанна Мосха и др.

10. Иерусалимский канонарь (изданный прот.к. Кекелидзе), т.н. ктиторские типиконы, лекционарии и т. п. материалы.

Напомню, что согласно современным представлениям феномен монашества возник в начале IV века одновременно и независимо в Египте, Сирии и Палестине. Со стороны внешней это была реакция ревнителей веры на обмирщение Церкви, вдруг ставшей государственной. Со стороны же внутренней это была опытная проверка (на себе) становящейся (в эпоху Вселенских Соборов) христианской догматики, антропологии и пневматологии.

Египет стал образцом классического монашеского опыта. Здесь монашество возникло в 3-х своих основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается прп. Антоний Великий (†356г.), который ок. 300г. основал на горе Колизме (правильнее: Кульзум) движение анахоретов. Его ученики (прп. Павел Простой, прп. Исаак, прп. Сисой и др.) селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Образцом для анахоретов стала жизнь самого Антония, прекрасно описанная его младшим другом и епископом Афанасием Великим (см. “Творения”, т. III, стр. 178 - 250). Свт. Афанасий создал бессмертную вещь, которая породила целую эпоху аскетического героизма и вызвала бесчисленное множество подражаний.

К югу от Александрии явились промежуточные формы между уединённым отшельничеством и общежитием. Здесь, ок. 320г. авва Аммон (†340г.) основал на Нитрийской горе колонию анахоретов, объединённую общим храмом. В 10-ти милях к югу от Нитрийской горы располагались одиночные келлии. А ещё южнее, в глубине пустыни, называемой Скит (коптское “шиит” - “равнина”), таилось поселение строгих постников, основанное прп. Макарием Великим (†390 г). Здесь жили хотя и в одиночестве, но на виду друг у друга.

В 320-х годах в самой южной части Египта появляются монастыри прп. Пахомия Великого (†348, пам.: 15 мая), который Т.о. стал отцом “общежительного монашества” или “киновитства” (от греч. koinos bios - “совместная жизнь”). Такая совместная жизнь предполагала и правила общежития ( т.е. устав).

Первые монастыри Пахомия, Табеннеси и Пбоу, представляли собой комплексы зданий, надёжно огороженные от внешнего мира. С самого начала они находились в оппозиции к официальной государственной Церкви. Пахомий даже запретил своим монахам принимать духовный сан, чтобы сохранить полную независимость от византийских епископов. Исключением был, разумеется свт. Афанасий, который сам всегда находился в оппозиции к императорской Церкви. И ведь это же не кто-нибудь, а Пахомий прозвал Афанасия “отцом Православия”! (Точнее не скажешь: Православие всё выросло из Афанасия, как дубовая роща вырастает из жёлудя.) Именно поэтому вся пустыня носила Афанасия на руках и прятала его в своих недрах от ищеек императора. Имперским же священникам не доверяли настолько, что боялись даже заводить их у себя. И поэтому на воскресную Литургию пахомиевцы ходили в соседнее селение. А когда число их превысило 100 чел., построили у себя храм, но священника приглашали со стороны (по субботам и воскресеньям) и сразу же после службы отсылали прочь.

Всё это было настолько ново и необычно, что требовало божественной санкции. И такая санкция, конечно, была получена по откровению от ангела. В 37-й главе “Лавсаика” читаем:

“Однажды, когда он сидел в своей пещере, явился ему Ангел Господень и сказал: “Пахомий!.. Поди собери всех молодых монахов и управляй ими по уставу, который я дам тебе”. Потом он дал ему медную доску, на которой написано было следующее...”

Итак, первоначальный Устав Пахомия - это, собственно “медная доска” с небольшим текстом. Впоследствии (по ходу устроения обителей) прп. Пахомий прибавлял к этой основе другие правила, регулирующие важнейшие стороны монастырской жизни. Но об этом мы знаем уже от его учеников и преемников - прп. Феодора (†368г., пам.: 16 мая) и прп. Орсисия (†380г., пам.: 15 июня).