II Литургия оглашенных
I Проскомидия
АРМЯНСКАЯ ЛИТУРГИЯ свт. ГРИГОРИЯ
Армянская Церковь была образована трудами свт. Григория Просветителя в 302г. как филиал (церковная автономия) Каппадокийской Церкви. В 325г. сын и преемник свт. Григория - Аристанес представлял Её на I Вселенском Соборе. Но уже в 374г. Армянская Церковь выделилась в самочинную автокефалию, а на Вагаршападском Соборе 491г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви, заняв промежуточное положение между православным дифизитством и монофизитством.
С этих пор её религиозная и литургическая жизнь отличались крайним изоляционизмом. Лишь в эпоху крестовых походов (т.е. в сер. XII в.) Армения открывает для себя блестящий мир западного рыцарства и начинает усердно копировать феодальные дворы Западной Европы. Мода на все латинское особенно покоряет Киликию (Мал. Армения): “Будем учится благочестию у франков!” - восклицает знаменитый Нерсес Ламбронский, архиепископ Тарса Киликийского. И это становится своеобразным девизом. Впоследствии значительная часть армян входит в унию с Католической Церковью.
Поэтому и оригинальный текст Армянской Литургии впервые был издан в Риме (с латинским переводом) в 1642г. (вторично - в 1677). В Константинополе её издали сами армяне в 1702г. А русский перевод появился только в 1793г. Он был сделан архиепископом российских армян Иосифом Аргутинским-Долгоруким и опубликован в “Собрании Древних Литургий” вып.II, СПб, 1875г. Судя по этому тексту, схема Армянской Литургии выглядит следующим образом:
Псал. 131: “Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его...”
Облачение епископа, умовение рук, приготовление Даров.
Молитва преложения: “Боже, Боже наш, пославый в пищу всему миру небесный хлеб...” (из Литургии ап. Иакова)
епископ:
“Благословенно царство Отца и Сына и Св.Духа...”
хор:
“Единородный Сыне...” (не ранее 536г.)
диакон:
возглашает ектению.
епископ:
“Господи Боже наш, Его же держава несказанна и слава непостижима...” (Молитва I антифона Византийской Литургии)
“Ты, Который даровал нам общие сия и согласные молитвы...” (Молитва III антифона Византийской Литургии).
Хор:
поет гимн
епископ:
“Господи Боже наш, уставивый на небесах чины” (тайная молитва входа из Византийской Литургии)
Малый вход.
хор:
поет Трисвятое (с монофизитской прибавкой “распныйся за ны”, введенной в 471г. монофизитским патриархом Антиохии Петром Гнафевсом)
диак:
Великая ектения.
Чтение пророчества, Апостола и Евангелия (элемент католического влияния, не ранее XII в.)
Символ веры Никео-Цареградский (но на месте католического Credo!)
диак:
Просительная ектения.
епископ:
“Господи Иисусе Христе, Спаситель наш...” (парафраз католической молитвы: “Deus qui humanae substantiae ets...”).
диак:
“Да никто из оглашенных !...”