ЛИТУРГИИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО И ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

Чтобы проследить эволюцию Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого, следует помнить, что первоначально они были местными литургиями соответственно Каппадокийской и Константинопольской Церквей. На втором этапе они претерпели редакции Василия Великого и Иоанна Златоустого, а затем прошли еще два этапа формирования: ранне-византийский и поздне-византийский, обогатившись различными элементами, став общецерковными. Поэтому прежде всего надо определить, что в них принадлежит собственно Василию Великому и Иоанну Златоустому.

Эту трудную задачу решает проф. Н. Д. Успенский в статье “Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого в чине Православной Литургии” (Сб-к “Богословские труды”, N2, 1961г., с. 65 - 76). В результате он приходит к следующим выводам.

“Итак существующие данные позволяют определить творчество Василия Великого в современном православном чине Литургии 7-ю молитвами:

Молитва приношения:
Господи Боже наш, создавый нас...”

Анафора:
Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю...”

Молитва по причащению:
Боже наш. Боже спасати...”

Молитва главопреклонения:
Владыко Господи, Отче щедрот...”

Молитва возношения Даров:
“Вонми Господи, Иисусе Христе...”

Молитва благодарственная по причащении:
Благодарим Тя, Господи Боже наш...”

Молитва заамвонная:
“Благословляй благословляюще Тя, Господи...”

Творчество же Златоуста четырьмя:

Молитва приношения:
Господи Боже Вседержителю...”

Анафора:
Достойно и праведно Тя пети...”

Молитва по причащению:
Тебе полагаем живот наш весь...”

Благодарственная по причащении:
Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче...”

(Там же, с. 76)

При реконструкции первоначальных Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого мы должны учитывать, что даже древнейшие их формуляры не древнее VIII века. Это т.н. Барберинов список (названный так по своему происхождению из библиотеки, основанной кардиналом Барберини). Он был впервые издан Бундзеном в 1853г. в Лейпциге. Хотя в нем достаточно много поздних наслоений, но нет еще ектений, а только молитвы священника, которые первоначально были гласными.

Следовательно, очищая чинопоследование от познейших наслоений и учитывая данные сравнительного анализа, мы можем реконструировать схему Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого рубежа IV - V вв. в следующем виде:

I Литургия оглашенных
Малый вход (в храм)
Вступительная молитва или песнопение (Трисвятое?)
Чтение Апостола и Псалом.
Чтение Евангелия.
Проповедь.
Молитва об оглашенных и отпуск их.
Молитва об одержимых и отпуск их.
Молитва о кающихся и отпуск их.

II Литургия верных
Молитва епископа и верных
(м. б. “Боже, посетивый в милостях и щедротах смирение наше...” из Литургии ап. Иакова)
Лобзание мира.
Молитва Приношения Василия Великого:
“Господи Боже наш, создавый нас...” (Впоследствии заимствованная Литургией ап. Иакова)
P.S. В чине Иоанна Златоуста молитва:
“Господи Боже Вседержителю, Едине Свет...”
Евхаристический канон, начинающийся Префацией Василия Великого
“Сый, Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю...”
P.S. В чине Иоанна Златоустого:
“Достойно и праведно Тя пети...”
Молитва перед “Отче наш” Василия Великого:
Боже наш, Боже спасати...”
P.S. В чине Иоанна Златоустого:
“Тебе полагаем живот наш весь...”
Молитва “Отче наш”
Молитва главопреклонения Василия Великого:
“Владыко Господи, Отче щедрот...”
Молитва возношения Св. Даров Василия Великого:
“Вонми Господи Иисусе Христе...”
Причащение
Молитва благодарственная по причащении Василия Великого:
“Благодарим Тя, Господи Боже наш...”
Молитва заключительная Василия Великого:
Благословляй благословляюще Тя...”

Таким образом свт. Василий Великий и Златоуст не составляли нового евхаристического чина, а лишь отредактировали унаследованнуые ими анафоры и внесли в них свои евхаристические молитвы, составленные по типу древних. Этот наш вывод подтверждает процесс преемственности литургического Предания и проливает свет на характер литургического творчества в Церкви.