Алгоритм проектирования архитектурного объекта, последовательность действий (в соответствии с заданиями курса методологии).

1 Этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1 Принятие решения о строительстве объекта

2 Подача заявления в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства объекта

3 Информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для проектирования и строительства объекта

4 Предоставление земельного участка Застройщику без предварительного согласования:

4.1 Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта

5 Подготовка градостроительного плана земельного участка

6 Подача заявки на технологическое подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в 2-х экземплярах)

7 Заключение договора на технологическое присоединение объекта капитального строительства к сетям энергоснабжения (тепло-, водо-, электро-, газоснабжения и водоотведения)

7а Получение Решения уполномоченного федерального, регионального или муниципального органа на право пользования водным объектом

2этап ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ И АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

8 Размещение заказа на выполнение инженерно-изыскательских работ (инженерно-геологических и инженерно-геодезических, а также, при необходимости, других изыскательских работ)

9 Заключение договора на выполнение инженерных изысканий

10 Выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации

11 Передача отчета по результатам инженерных изысканий по акту приема-передачи

12 Принятие решения о размещении заказа (котировки, конкурс или аукцион) на разработку проектной документации

13 Размещение заказа на архитектурно-строительное проектирование

14 Заключение договора на архитектурно-строительное проектирование

15 Архитектурно-строительное проектирование объекта, в том числе

15а Согласование проектной документации (стройгенплана) с органами УГИБДД

16 Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

17 Утверждение проектной документации

17а Предоставить один экземпляр проектной документации в эксплуатационную организацию (в части инженерного обеспечения), которая будет обеспечивать объект энергетическими ресурсами после ввода его в эксплуатацию

3 Этап СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА

18 Принятие решения о размещении заказа на выполнение строительных работ

19 Размещение заказа на осуществление строительства объекта

20 Заключение контракта с победителем аукциона (закуп у единственного поставщика)

21 Подача заявления в уполномоченный орган

22 Постановление уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование на период строительства объекта

23 Заключение договора о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование

24 Выдача разрешения на строительство

25 Передача Подрядчику по актам приема-передачи проектной документации с грифом «В производство работ», строительной площадки, освобожденной при необходимости от подлежащих сносу строений и сооружений

26 Заключение договора с энергоснабжающей организацией на временное (на период строительства объекта) энергоснабжение строительной площадки

27 Получение разрешения в органе МСУ на снос зеленых насаждений, попадающих в зону застройки в соответствии с проектной документацией

27.1 Получение разрешения на пересадку зеленых насаждений, внесенных в Красную Книгу

28 Получение письменного разрешения эксплуатирующих организаций на производство земляных работ

29 Направление извещения о начале строительных работ на объекте в Инспекцию государственного строительного надзора

30 Осуществление строительства

31 Осуществление строительного контроля

31.1 Осуществление авторского надзора

32 Осуществление государственного строительного надзора

33 Регистрация Декларации о пожарной безопасности

33.1 Получение разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию

34 Освобождение строительной площадки от бытовых, складских помещений подрядчика, вывоз остатков строительных материалов, строительной техники и т.д.

35 Передача освобожденного земельного участка и построенного объекта по акту от Подрядчика и Заказчика Застройщику

4 Этап ЗАВЕРШАЮЩИЙ

36 Заключение договора на оказание услуг по технической инвентаризации

объекта

37 Государственная регистрация прав собственности на объект недвижимости

38 Определение балансодержателя введенного в эксплуатацию объекта

39 Подключение объекта к энергетическим ресурсам по договорам на инженерно-техническое присоединение (по постоянной схеме)

40 Заключение договоров на управление, содержание и оказание жилищно-коммунальных услуг, вывоз ТБО, электроснабжение и т.п.(договоры, необходимые для эксплуатации объекта)

41 Начало эксплуатации объекта


4. Составление Технического Задания на проект (на основании чего происходит, какие критерии важны, привести примеры).

Техническое задание на проектирование

Разработка проекта здания начинается с совместной работы проектировщика и заказчика над подготовкой технического задания. Специалисты проводят беседу с заказчиком с целью узнать его пожелания и предпочтения, определить тип, стиль здания и другие параметры. Детали беседы станут основой для дальнейшего проектирования. На этапе составления технического задания на проектирование формулируются требования заказчика, обозначаются цели и задачи, которые будут решаться в результате разработки проекта.

Составные части технического задания

Что необходимо указывать в задании на проектирование?

 

1. Исходные данные для проектирования, описание места и т.д.

 

2. Объемы проектирования (площади, высоты, габариты, состав помещений, их назначение и т.д.)

 

3. Состав проекта и степень детализации проекта

 

4. Состав разделов проекта ( по инж. системам перечень систем)

 

5. Указать типы применяемых материалов и технологий, оборудования, вплоть до конкретных марок оборудования и материалов

 

6. Возможно оговорить сроки, вид и объем сдаваемого проекта

 

7. Часто указывают конкретные климатические параметры для проектирования, или показатели, например, по энергоэффективности.

 

8. Эстетические и архитектурные особенности конечного объекта (например, "...наличие второго света в доме", "предпочтительное использование теплых тонов в интерьере" и т.д.)

 

9 ЛЮБЫЕ конкретные пожелания Заказчика.

 

ЗАДАНИЕ

на проектирование объектов непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения)

 

наименование и месторасположение проектируемого предприятия, здания и сооружения

1. Основание для проектирования

2. Вид строительства

3. Стадийность проектирования

4. Требования по вариантной и конкурсной разработке

5. Особые условия строительства

6. Основные технико-экономические показатели, в том числе жилых или общественных зданий, их назначение (этажность, число секций и квартир, вместимость или пропускная способность)

return false">ссылка скрыта

7. Назначение и типы встроенных в жилые дома предприятий общественного обслуживания, их мощность, вместимость, пропускная способность, состав и площади помещений, строительный объем

8. Основные требования к архитектурно-планировочному решению здания, условиям блокировки, отделке здания

9. Рекомендуемые типы квартир и их соотношение

10. Основные требования к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций

11. Основные требования к инженерному и технологическому оборудованию

12. Требования по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения

- перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

 

13. Требования к благоустройству площадки и малым архитектурным формам

14. Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций

15. Требования о необходимости:

выполнения демонстрационных материалов, их составе и форме;

выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в процессе
проектирования и строительства;

выполнения экологических и санитарно-эпидемиологических условий к объекту.

 

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы*:

_______________

* номенклатура, порядок и сроки представления материалов оговариваются в договоре (контракте) на выполнение проектных работ.

 

обоснование инвестиций в строительство данного объекта;

решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта;

архитектурно-планировочное задание, составляемое в установленном порядке;

имеющиеся материалы утвержденного проекта детальной планировки участка строительства;

имеющиеся материалы топографической съемки участка строительства и данные геологических и гидрогеологических изысканий;

материалы по существующей и сохраняемой застройке и зеленым насаждениям;

сведения о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях;

материалы инвентаризации, оценочные акты и решения местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые сооружения;

данные по виду выделяемого топлива;

технические условия на присоединение к внешним инженерным сетям и коммуникациям;

сведения о фоновом состоянии окружающей природной среды, комфортности проживания населения, о наличии техногенных объектов вблизи строительства объектов жилищно-гражданского назначения и зонах их воздействия при возможных аварийных ситуациях;

другие материалы.


5. Конкурсное проектирование (специфика, задачи, подходы, роль конкурса в современном проектировании)

Конкурсы бывают двух типов. Грубо говоря, это конкурсы проектов и конкурсы идей. Целью проектных конкурсов является поиск наиболее подходящих решений для конкретного объекта, а победитель получает заказ на дальнейшую разработку концепции. Конкурсы идей чаще устраиваются для решения общегородских проблем в области планирования и архитектуры. Они не ведут к конкретным заказам и в них очень часто принимают участие студенты. Такие конкурсы позволяют оторваться от земли и подключить широкую публику к поиску новых решений.

 

И конкурсы проектов и конкурсы идей могут быть как открытыми, так и закрытыми. Открытые конкурсы широко афишируются и чаще всего не подразумевают денежного вознаграждения участников, кроме победителей.

 

Закрытый конкурс организуется по-другому. Заказчик и группа советников отбирают пять-восемь команд, которых и приглашают к участию. В закрытом конкурсе, в отличие от открытого, каждая команда-участник получает гонорар после передачи конкурсных предложений комиссии. Как конкурсы на проектирование архитектурных объектов, так и конкурсы на планирование общественных пространств могут проводиться в один или два этапа. В том случае, если объект не является крупномасштабным или комплексным, достаточно одного этапа. Если же подобный формат не подходит, конкурс проводится в два этапа. В таком случае сначала команды разрабатывают основы концепций до общепонятного уровня, либо подают пакет документов, описывающий их опыт и общее видение подхода к разработке проекта (тендерная процедура). Далее жюри отбирает несколько кандидатов для второго этапа.

 

Важным аспектом является анонимность предложений, что обеспечивает непредвзятость решений жюри. Анонимность должна быть сохранена и при переходе от одного этапа к другому. Вся коммуникация между конкурсантами и организаторами возлагается на отдельно взятого члена команды организаторов, который не принимает участия в обсуждении предложений и принятии решений. Он обязан позаботиться о том, чтобы имена участников остались в тайне, как от организаторов, так и от остальных конкурсантов.

 

Каждый конкурс является уникальным и разрабатывается с нуля. Первым важным шагом является составление технического задания (ТЗ). Именно оно даёт четкое представление о заказчике и его интересах и описывает главную задачу и правила конкурса, а также требования, критерии оценки и условия последующего взаимодействия между заказчиком и победителем.

 

Открытые конкурсы, в особенности концептуальные, являются мощным лифтом для начинающих профессионалов. С другой стороны, участие в конкурсах финансово невыгодно: сроки сдачи конкурсных предложений очень сжатые, что означает переработки или задержки в работе над текущими проектами, которые, в отличие от конкурсов, приносят прибыль. Однако, несмотря на то, что конкурсы являются стрессом, как психологическим, так и финансовым, архитекторы продолжают в них участвовать.

 

Конкурс дает свободу мысли и действиям при достаточно скромном перечне ограничений. Часто самые безумные идеи приходят именно вследствие сжатых сроков проектирования, когда творческая мысль доминирует над рациональным мышлением. Кроме того участие в конкурсах совершенствует коммуникационные навыки. Члены жюри не будут часами рассматривать одно предложение, поэтому хорошую концепцию надо не только придумать, но и хорошо её подать, чтобы запомниться на фоне десятка или даже сотни соперников.

 

Но несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются архитекторы и проектировщики, именно конкурсы предоставляют возможность поэкспериментировать, что стимулирует не только профессиональное развитие участников, но и даёт толчок развитию профессии в целом.


6. Презентация архитектурного проекта (роль презентации в проектировании, требования к ней, фрагмент собственной презентации).

В проектной практике архитектурная презентация является специфической формой деятельности архитектора, связанной с процессом творческого поиска и проектирования (методы плоскостного, объемного и компьютерного моделирования), процессом профессиональной коммуникации архитектора с другими участниками проектно-строительного комплекса (заказчиком, девелопером, инвестором, согласующими органами, потребителями, общественностью, администрацией) и процессом маркетинга архитектора или архитектурной фирмы. Результаты критического анализа проектной деятельности и взаимного влияния архитектуры и социума также представляют разновидности архитектурной презентации, когда авторы презентуют публике информацию в компактной и доступной для понимания форме в виде публикаций, книг, статей и публичных презентаций. Архитектурная презентация также является неотъемлемым компонентом архитектурного образования и процесса повышения квалификации. В архитектурном образовании презентация является частью учебного проектирования и специальных курсов. Студенты презентуют архитектурный проект преподавателям и сокурсникам на разных этапах учебного проектирования в виде графических презентаций (клаузур, планшетных экспозиций), объемных моделей (макетов), компьютерных презентаций, пояснительных записок и устных докладов. Кроме того, архитектурная презентация является частью формирования имиджа молодого архитектора и реализуется в виде подготовки резюме, портфолио, участия в конкурсах, научно-практических конференциях и проектных семинарах.

Архитектурная презентация выступает на современном этапе как объект теоретического осмысления и практического применения в деловой коммерческой деятельности архитектора; является частью процесса формирования имиджа архитектора, реализации аналитической деятельности, проектного процесса, творческого метода архитектора, процедуры утверждения и экспертизы архитектурного проекта, профессионального обучения и повышения квалификации.


7. Современные направления в архитектуре: "зеленая" архитектура, архитектура высоких технологий, параметрический дизайн, геометричный (графический) подход, ассоциативная (образная) архитектура.

ЗЕЛЕНАЯ АРХИТЕКТУРА

Ключевым фактором зеленой архитектуры является то, что начиная с прорастания идеи, планирования, исполнения, последующего технического обслуживания и ремонта, до точки разрушения, осуществляется с помощью экологически чистых технологий и ресурсов.

Факторы в зеленой архитектуре строительства сосредоточены таким образом, что природные ресурсы могут быть эффективно использованы, чтобы защитить здоровье владельца дома, снизить воздействие отходов, деградации и загрязнения окружающей среды и обеспечить все необходимые вещи, которые нужны в строительстве, не влияя на растительный мир.

Сам термин «зелёная» архитектура» возник в 80-х гг. XX века и включает в себя не только архитектуру с интегрированным природным компонентом, но и энергоэффективную, экономичную, экологическую, эргономичную архитектуру. Таким образом, «зелёная» архитектура создается благодаря взаимодействию инженерных, ландшафтных и архитектурных решений и должна рассматриваться в их совокупности.

Принцип сохранения энергии. Подразумевает под собой такое проектирование и строительство, при котором расход тепла, как на отопление, так и на охлаждение, минимален.

Принцип «сотрудничества» с солнцем. Предполагает использование энергии солнца в качестве основного источника света и тепла.

Принцип сокращения объемов нового строительства. Чем меньше строится новых зданий и больше используется зданий старых, или хотя бы материалов старых зданий для возведения новых, тем лучше, так как это уменьшает загрязнение окружающей среды.

Принцип уважения к обитателю. Здание существует не для того, чтобы его продать, оно – место, где протекает жизнь людей, место, где они живут, учатся, работают. При всей своей вместительности здание должно быть ориентировано на каждого посетителя в отдельности.

Принцип уважения к месту. Архитектурный объект не должен противостоять окружающей его среде, он должен гармонично вписываться в нее. Особое внимание должно уделяться постановке здания в природной среде – архитектура не должна быть враждебна живому миру, так как она создается для человека.

Принцип целостности. Означает, что все вышеперечисленные принципы должны работать взаимосвязано друг с другом.

Эти принципы реализуются за счет внедрения природного компонента в структуру здания, энергосберегающих мероприятий, а также композиционного решения здания в плане и в объёме.

Архитекторы: Фриденсрайх Хундертвассер, Артур Квормби, Оби Баумэн, Петер Ветш.

ХАЙ-ТЕК

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрахпозднегоHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC" модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане —Норман Фостер, Ричард HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%81,_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6"Роджерс, Николас HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%88%D0%BE%D1%83,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%81"Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%81_(%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80)&action=edit&redlink=1"Стирлинг и итальянец РенцоHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE,_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE" Пиано.

Основные черты:

• Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

• Использование прямых линий и форм.

• Широкое применение стекла, пластика, металла.

• Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.

• Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

• Широкое использование серебристо-металлического цвета.

• Высокий прагматизм в планировании пространства.

• Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

• В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

«Параметрическая архитектура - это уникальное пересечение математики, скульптуры и архитектуры, необычное проектирование и строительство в традиционном смысле этого слова - программирование геометрии». То есть, чтобы заниматься параметрическим моделированием надо разбираться сразу в трех направлениях, о которых упомянуто выше.

Основоположниками течения параметрии были Заха Хадид и Патрик Шумахер. В 2008 году они опубликовали манифест параметристов, где изложили основополагающие моменты. Патрик Шумахер называет параметризм «новым стилем после модернизма». «Параметризм - новый глобальный стиль для архитектуры и городского дизайна. Стиль родился от цифровых методов анимации. Его последние разработки основаны на передовых параметрических дизайнерских системах и скриптовых методах. Этот стиль был разработан за последние 15 лет и теперь требует гегемонии в авангардистской архитектуре» - статья Патрика Шумахера. В Европе, Америке и Китае уже можно увидеть здания, построенные с помощью параметрии.

Параметрическая архитектура предполагает создание определенной модели. Если объяснять простыми словами процесс создания модели: при параметрической архитектуре снимают параметры предмета, вносят их в специальную программу Grasshopper. Она представляет собой графический редактор алгоритмов тесно интегрирован с 3D инструменты Rhinoceros (программа NURBS моделирования). В результате, Grasshopper позволяет архитекторам, дизайнерам создавать сложнейшие формы, структуры.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Геометрические методы компьютерного формообразования связаны с оперированием геометрическими «идеальными» формами и их сопряжениями и трансформациями. Здесь происходит работа с геометрическими целостными телами (куб, параллелепипед, конус, пирамида, сфера). Эти идеальные формы, прямые углы, вертикальные, горизонтальные, наклонные поверхности, равносторонние треугольники – всё это составляющие геометрического языка, с помощью которого могут быть описаны архитектурные объекты. Любой из них

можно разложить на составляющие и представить в виде набора идеальных геометрических фигур.

Традиционно архитектурные формы описывались посредством геометрических категорий. Геометрические тела и фигуры составляли язык описания архитектурных форм на протяжении тысячелетий. Французский архитектор - фантаст К.-Н. Леду видел наивысшую выразительность в простейших геометрических формах. Его произведения предельно разнообразны, но всегда

состоят из форм основного геометрического алфавита. Ле Корбюзье считал геометрию тем замечательным инструментом, который позволяет установить порядок в пространстве. Фигуры, которые он упоминает, являются теми математическими моделями, на базе которых строятся архитектурные формы. Ричард Майер при проектировании производит последовательный геометрический анализ своих работ, создавая схему геометрических манипуляций для каждой

своей работы. Но с появлением первых компьютерных инженерных и конструкторских программ данный метод был постулирован в интерфейсе, т.е. в электронном виртуальном отображении. Раньше архитекторы работали с геометрическими примитивами при помощи угольников, циркулей и рейсшин, а теперь они манипулируют виртуальными геометрическими объектами в

компьютере.

 

Геометрический метод и сегодня очень популярен. Архитекторы используют данный метод, например, при создании массива окружающей застройки или элементов уличного дизайна. Он прослеживается в работах современных архитекторов и примерах дигитальной архитектуры. Например, Центральная Библиотека в Сиэттле, построенная по проекту Рэма Кулхаса в 2004

году. Автор работает с геометрическими примитивами и с диаграммами функционального назначения. Библиотека имеет пять этажей и каждый из них имеет свою геометрическую форму и своё функциональное назначение. Тот факт, что развитие компьютерных технологий позволяет освободить большое количество пространств, т.е. хранить книги не в обычном виде, а на электронных носителях информации, побудил подойти к вопросу распределения пространства

несколько иначе. Библиотека разделена на пять функциональных уровня, каждый из которых представляет отдельный кластер с определёнными размерами, конфигурацией и освещённостью.

 

Также примерами геометрического метода в современной архитектуре являются практически все работы Ричарда Майера, здание штаб-квартиры Norddeutsche Landesbank в Ганновере по проекту архитектора Гюнтера Бениша, Муниципальное здание в Темпе, Аризона, США и многие другие.

 

ОБРАЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Данный подход наиболее актуален, поскольку с его помощью возможно создание архитектурных объектов бóльшей степени художественной и эстетической выразительности. Это становится возможным посредством внедрения в существующие способы проектирования разнообразных приемов, каждый из которых основан на творческом воплощении архетипов, символов и ассоциаций, заимствованных из реального мира. Главное его отличие от предыдущих предложений состоит в том, что за основу принимается не сама непосредственно материальная структура архитектурной формы со своими конструктивными, функциональными, типологическими и др. особенностями и закономерностями, а ее художественное и смысловое содержание и, как следствие, выражение.

Свидетельством позитивных свойств такого взгляда на проектирование может послужить факт появления в мировой архитектуре конца ХХ в. зданий и сооружений, которые могли бы стать образцами новых образно-стилевых направлений, например, таких как «бионика», «деконструктивизм» и др., которые пришли на смену урбанистической модели геометрической соразмерности в творчестве архитектора. На смену канонам классических геометрических форм и фигур приходит гео-, зоо-, антропоморфная и фрактальная архитектура, заимствующая свои образные и морфологические характеристики естественного природного ландшафта Земли, зооморфных и бионических форм, которые, с одной стороны, поражают своей необычностью и некоторой странностью, а с другой – являются естественным продолжением природы – основного вдохновителя и стимулятора творчества.


8. Предпроектное исследование (типы, особенности, последовательность)

При выборе метода проведения исследования можно ориентироваться на следующие:

- метод локального исследования, т.е. для разработки комплекса задач или подсистемы;

- метод сплошного исследования, охватывающий подразделения всей системы;

- метод выборочного исследования при условии наличия однотипных по структуре подразделений (складов, цехов и т.д.);

- метод с ориентировкой на заказчика, при котором работы могут выполняться только силами проектировщика или группы, куда входит заказчик.

Для сбора материалов следует провести беседы с руководством высшего звена, руководителями предприятий, провести документальную инвентаризацию управленческих работ, опросить исполнителей на рабобчих местах или же устроить анкетирование (его составляют на: задачу, экономический документ, показатель).

Составляется программа исследования:

1.Предусматривает получение информации об объекте в целом, включая цели и задачи функцион-ние объекта, основные показатели деятельности предприятия и параметры значений.

2.Изучение функцион-ной структуры предприятия, перечень задач и функций управления с выполненными преобразования входной информации в выходную.

3.Изучение и описание информационных и материальных потоков на уровне экономических документов и показателей.

Метод проектирования включает совокупность трёх составляющих:

1) пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования;

2) критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций;

3) нотаций (графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы.

Системное (предварительное, концептуальное) проектирование включает в себя следующие стадии:

1) определение общих целей проектирования с формированием локальных (отдельных) целей разработки;

2) формирование концепции системы (объекта исследования) и подготовки данных для создания модели объекта;

3) разработки описания системы в виде структур объекта проектирования и построения функциональных подсистем объекта;

4) формализация задач проектирования, в том числе формирование области поиска решений, систем предпочтений и ограничений, требований к объекту и т.п.

Результатом системного (концептуального) проектирования является разработка технического задания и, при необходимости, технико-экономического обоснования.

Рассмотрим более подробно аспекты, связанные с концептуальным проектированием.