СВЯЩЕНСТВО

II. СВЯЩЕНСТВО. ЖЕРТВА. ЗАКОН

От Моисея до Христа

История установления Ветхозаветной Церкви насквозь прообразовательна. Евреи навсегда запомнили эту ночь перед исходом из египетского рабства (в Новом Завете: рабство греху и смерти), ночь полную плача поработителей над умирающими первенцами египетскими. (Впоследствии Кант заметит, что "чувство возвышенного всегда сопровождается ужасом"). Само происхождение карающего Ангела Божия "мимо дверей" верных (Исх. XII, 23-27) по-еврейски называется "pesach" и отсюда "Пасха". Агнец же, которого вкушали евреи за запертыми дверями, есть прообраз Евхаристической жертвы (которую первохристиане тоже будут вкушать ночью при закрытых дверях: "Двери, двери, премудростию вонмем!"). Знаменательно, что и сам народ здесь впервые назван (!) екклесия (Исх. XII, 6; в синодальном переводе "собрание" или "общество", по сути же – церковь; ср. Исх. XVI, 9-10; Лев. IV, 13 и др.). С Синайской горы Господь торжественно возвещает этому народу: "...будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым". (Исх. XIX, 5-6).

Это избрание "Своего народа", это поразительное обетование о "всеобщем священстве" – к кому относится? Очевидно, оно всецело исполнится лишь в Новом Завете. Народ израильский оказался недостойным обетования во всей его полноте. Ибо отпал в идолопоклонство (начиная с "Золотого тельца" в Исх. XXXII – почти сразу же после дарования 10-ти Заповедей: "Не сотвори себе кумира..." и т. д. ).

Итак, для ограждения народа от соблазна, является Закон Моисеев, является видимый образ святыни – скиния Завета (а впоследствие – Храм), является священство и ритуалы, составляющую прочную ограду новорожденной Ветхозаветной Церкви (ок. 1250 г. до Р.Х.). Эта Церковь как и весь Ветхий Завет, имела подготовительное, педагогическое значение. Она была путеводителем ко Христу и с пришествием Христа теряла значение.

Но мы сейчас остановимся именно на тех ее важнейших идеях, которые не умерли, а перешли в Новый Завет.

Вспомним избрание Аарона и сыновей его на священство (Исх. XXVIII-XXIX). В кн. Левит описано их поставление (Лев. VIII). Мы видим, что будущие священники помазуются елеем и окропляются жертвенной кровью (Исх. XXIX, 7, 20-21). Народ же при избрании своем на Синае был окроплен одной только кровью, без прибавления к ней елея. Т. о. помазание миром выделяло священство в особую закрытую от народа касту. Далее следовало вкушение закланного Агнца, что экзегеты считают прообразом Евхаристии на основании слов: "посторонний не должен есть сего, ибо это святыня" (XXIX, 33).

Но ведь к этим "посторонним" относится весь народ! Что же это за "Евхаристия" для одного лишь кастового священства? Где же обетованный "народ святой"?

Обычно отвечают на это, что народ, мол, оказался недостоин, что вся дальнейшая история Израиля – череда бесконечных отпадений и т. д.

И все же обетование о "народе святом" повторится и псалмопевцами и пророками снова и снова (Ср. Псал. LXXXVIII, 8; CXLIX, 1; Иез. XXXIV, 15; Ис. LX, 21 и т. д. ). Это может означать только одно – что непреложное обетование Божие всё же исполнится, но... в Новом Завете. И действительно, апостолы Христа говорят об этом, как об уже совершившемся: "Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел..." (1 Петр II, 9). "И сделал нас Царями и священниками Богу нашему" (Откр. V, 10; I, 6, ср. XX, 6). Это обычно трактуют в том смысле, что Ветхозаветное царство, которым управляли священники (теократия), превратилось в Новозаветное Царство всеобщего священства (Святую Церковь).

И здесь я хочу вам напомнить, что согласно посланию к Евреям апостола Павла, Христу принадлежит именно священство Мелхиседеково, а не священство Аароново. Ведь Иисус вышел не от колена Левия и не может быть левитом (священники, которые все были потомками Левия и Аарона). Иисус – из колена Иудина и Его священство несравненно выше левитеного. Т. о. священство левитов не могло перейти в Церковь Христову. Оно исчезло, что и символизирует разрыв завесы перед Святым – Святых (Мтф. XXVII, 51).

И в мир пришло совершенно новое священство – всех тех, кто освобожден от грехов Телом и Кровью Иисуса Христа. Это нам сказано: "Вы – род избранный, царственное священство...". Мы все существуем как священники, благодаря Телу и Крови нашего Первосвященника, которые даются нам в таинстве Евхаристии и строят из нас Церковь Святую!

Но мы это признать и принять боимся (или по крайней мере не решаемся). Мы знаем, что всеобщее священство – это черта протестанских церквей. Ни в православии, ни, тем более, в строго иерархическом католицизме его вроде бы нет. Правда, непонятно, почему мы, миряне, имеем право крестить (функция священническая).

Во всяком случае запомним, что идея всеобщего священства прямо следует из Нового Завета, и когда мы будем говорить о первохристианах, нам это очень пригодится.