ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Учебник Химичевой. Кодек Бюджетный и Налоговый.
Лекция: Понятие Финансового права, предмет, содержание.
Финансовое право - публичная отрасль российского права, изучающая общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств.
Предмет ФП: общественные отношения.
Метод: императивный.
Содержание: права и обязанности участников финансовых отношений.
Источники: все как всегда + Решения конституционного суда.
Доходы: налоги: неналоги; безвозмездные перечисления.
Неналоги - например штрафы, плата за услуги оказывающие органами государственного управления, неналоги. имеют возмездный характер в отличие от налогов.
Безвозмездные перечисления - дотации, субсидии и субвенции. Перечисления из вышестоящего уровня в нижестоящий, безвозвратно.
Дотация - перечисления из вышестоящего уровня (федерального) в нижестоящий на неопределенные цели, нужды региона. Дается только депрессивным регионам ( когда расходы больше доходов), выдаются ежеквартально.
Субвенция - перечисление из вышестоящего уровня (федерального) в нижестоящий на определенные конкретные цели. На год, если вся сумма не потратилась, то остаток возвращается в бюджет. Выделяются всем регионам, кто попросит.
Субсидия - выделение денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого участия государства.
Косвенный налог, то за счет чего пополняется федеральный бюджет: акцизы, например.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней (муниципального, регионального и федерального)
Распределение - расходование денежных средств:
1. Текущие - ежегодно возобновляемые расходы.
2. Капитальные - вложения денег в какие-то инновационные проекты, промышленность.
3. Трансфертные - целевое выделение денежных средств для решения социальных проблем.
Использование - путем наличных и безналичных расчетов.
Денежные средства –
Деньги –
Финансы - общественные отношения, возникающие между участниками финансовых отношений по поводу образование, использования и распределения денежных средств.
Финансовая деятельность государства – это деятельность органов власти и местного самоуправления по планомерному образованию, распределению и использованию денежных средств.
Особенностью финансовой деятельности государства является то, что ее осуществляют все органы власти в зависимости от своей компетенции.
Организационно - правовые особенности финансовой деятельности государства:
1. Финансовая деятельность государства имеет межотраслевой характер, так как образование, распределение и использование денежных средств затрагивает все отрасли государственного управления.
2. Осуществление государством финансовых функции протекает в виде деятельности как представительных, исполнительных и судебных органов власти.
3. Сфера финансовой деятельности относиться к ведению как федеральных органов, так и органов субъектов РФ, муниципальных органов. Конституцией РФ определена область совместного ведения.
Методы финансовой деятельности государства:
1. Мобилизация: Налоги, добровольные взносы денежных средств (вклады населения в банки, покупка ценных бумаг), пошлины, взимаемые за услуги, страхование имущества, штрафы.
2. Распределение: финансирование (осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в виде дотации, субсидии и субвенции) и кредитование (осуществляется на возмездной и возвратной основе). Форма деятельности: правовая и неправовая.
Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных средств.
5 составляющих элементов:
1. Доходы бюджета;
2. Доходы государственных внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования;
3. Государственный и муниципальный кредит;
4. Финансы предприятий;
5. Финансы страхования.
Что является основой финансовой деятельности государства.
1. Принцип федерализма
2. Единство финансовой политики и денежной системы
3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.
4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.
5. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
6. Распределение функций в области финансовой деятельности происходит на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.
7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
8. Основы принципа гласности.
9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.