Государственный строй Германской империи и ее экономика в последней четверти XIX в.

Литература

Германия в начале XX века.

Германская мировая политика.

Внешняя политика правительства Бисмарка.

Система партий.

Государственный строй Германской империи и ее экономика в последней четверти XIX в.

Германская империя в последней трети

XIX – начале XX века

16. Бисмарк Отто фон Воспоминания. Мемуары. – Т. 2. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

17. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2 - е изд. – Т. 19. – М., 1959

18. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. – М., 1989.

19. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. – М., 1985.

20. Айзин Б.А. Альтернативы германской истории в конце XIX – начале XX вв. // Новая и новейшая история. – 1992. – №4.

21. Бершадская О. Подъем рабочего движения в Германии в начале XX века // Вопросы истории. – 1948. – №7.

22. Виноградов К.Б., Жданов Ю.В. Вильгельм II Гогенцоллерн и внешнеполитический курс кайзеровской Германии // Новая и новейшая история. – 1988. – №3.

23. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. – М.: высшая школа, 1986.

24. Гренвилл Дж. Кайзеровская Германия: достижения и промахи (1990-1914) // Гренвилл Дж. История XX века. Люди. События. Факты. – М., 1999.

25. Дени Э. Германия (1871-1900) // История XIX века. – Т. 7. / Под ред. Лависса и Рамбо. – М., 1938.

26. Михалевский Б.Н. О рабочей аристократии в Германии накануне первой мировой войны // Вопросы истории. – 1955. – №1.

27. Тарле Е.В. Основные черты социально-экономического и политического развития Германии от объединенной империи до обострения англо-германского соперничества. 1871-1904 гг. // Тарле Е.В. Политика. – М., 2001.

28. Хилльгрубер А. Выдающиеся политики. Отто фон Бисмарк. Меттерних. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

29. Цфасман А.Б. Рейхсканцлер Германии Бернхард фон Бюлов (1849-1929) // Новая и новейшая история. – 1996. – №3.

30. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1871-1917. – М., 1979.

Объединенная «сверху», Германская империя являлась союзом 22 монархий, часть которых — Бавария, Вюртемберг, Баден, Саксония — пользовались ограниченной внутренней автономией, и трех вольных городов Гамбурга, Бремена и Любека. В основу ее конституции, принятой рейхстагом в апреле 1871 г., была положена конституция Северогерманского союза. Она закрепляла гегемонию Пруссии в объединенной Германии. Императором (кайзером) страны мог быть только прусский король. Он назначал главу исполнительной власти — имперского канцлера, которому подчинялись имперские ведомства и управления. Император распоряжался вооруженными силами, решал вопросы войны и мира, представлял Германию в международных делах. Прусский банк был преобразован в Имперский (Рейхсбанк).

Высшими представительными учреждениями страны являлись Союзный совет (бундесрат) и рейхстаг. Рейхстаг избирался на 3, а с 1888 г. — на 5 лет на основе «всеобщего» избирательного права — только мужчинами, достигшими 25-летнего возраста, исключая военнослужащих. Решения рейхстага подлежали утверждению императором и Союзным советом. Бундесрат, председателем которого был имперский канцлер, не избирался, а состоял из представителей правительств всех немецких монархий и вольных городов, причем Пруссия занимала в нем 17 мест из 58. Вместе с тем имперская конституция не давала кайзеру права налагать вето на единодушные решения рейхстага и бундесрата. В Германии была установлена единая для всей страны система судопроизводства. Имперская конституция, «скроенная» по мерке Бисмарка, способствовала становлению государства, целостного и в экономическом, и в политическом отношении.

В обстановке лихорадочной торгово-промышленной активности в стране возникло множество новых предприятий, акционерных обществ и банков, что позволило назвать эти годы «периодом грюндерства». В биржевые спекуляции оказались вовлеченными многие представители правящих кругов, чиновничества, парламентарии. Однако разразившийся в 1873 г экономический кризис положил конец «грюндерской лихорадке», вызвал массовые увольнения и снижение заработной платы, разорение мелких акционеров и предпринимателей и т. д.

Если в самом начале 70-х годов наивысшей точки достигло развитие свободной конкуренции, то после кризисов 1873 1882 и 1890 гг. широкое распространение в Германии получили картели, далеко продвинулся вперед процесс концентрации производства и капитала. Германская империя превращалась в мощную промышленную державу. Занимая в 70-е годы четвертое место в мире, она через два десятка лет стала претендовать на второе место и догонять Великобританию. Резко возросли производство железа и стали, добыча каменного угля, выплавка чугуна. Быстро поднимались новые отрасли промышленности — химическая и электротехническая, активно строились железные дороги.

Концентрация промышленного и банковского капитала происходила в Германии быстрее, чем в других европейских странах. Все более важную роль в экономике страны играли такие финансовые гиганты, как Учетное общество, Немецкий банк, Дармштадтский, Дрезденский и другие крупные банки. В процессе сращивания банковского капитала с промышленным складывалась финансовая олигархия.

С индустриализацией страны росла численность рабочего класса. В конце XIX в. промышленный и сельскохозяйственный пролетариат Германии насчитывал 10,5 млн человек, его ряды пополняли разорившиеся ремесленники и крестьяне.

Все более продуктивным становилось сельское хозяйство. Развитие капитализма в немецкой деревне происходило в большей части страны особым, «прусским» путем, когда помещичье хозяйство медленно перерастало в буржуазное, осуществляя экспроприацию основной массы крестьянства. Господствующее положение юнкерского хозяйства в Восточной Пруссии, Бранденбурге и Померании означало сохранение в той или иной степени кабальных и полукабальных форм эксплуатации сельскохозяйственных рабочих. В Южной Германии — Баварии, Бадене, Вюртемберге — значительным был слой «крупных крестьян» — гроссбауэров.

В последней четверти XIX в. произошло резкое расширение германских внешнеэкономических связей. Дефицит торгового баланса с лихвой покрывался прибылями, получаемыми от постоянно возраставших зарубежных инвестиций германского капитала.

2. Система партий. «Культуркампф» и борьба с социалистическим движением. Став первым канцлером Германской империи, Бисмарк сохранил за собой и пост министра-президента Пруссии. Сыгравший выдающуюся роль в создании Германской империи, он был осыпан знаками высочайшего внимания, получил княжеский титул и богатое поместье и, несомненно, оставался главным действующим лицом на политической арене. Император Вильгельм I в самых важных вопросах, как и прежде, обычно соглашался с его мнением. Но именно император, а не канцлер, являлся главой государства. По всем вопросам, относящимся к армии, Вильгельм I всегда прислушивался к мнению военных кругов и особенно Генерального штаба.

В Германии в 60-е годы, в период борьбы за объединение страны, сформировалось несколько политических партий. Национал-либеральную партию поддерживали определенные круги крупной промышленной и торговой буржуазии и близких к ним интеллектуалов. К середине 70-х годов в ней развернулась борьба между сторонниками протекционизма и свободной торговли. После выхода в 1880 г. из партии фритредерского крыла она все больше превращалась в политический инструмент крупной германской буржуазии, активно выступала в поддержку колониальной политики.

В политическом спектре страны левее национал-либералов находилась Партия прогрессистов, отстаивавшая политику свободной торговли и построения правового государства. Она заняла резко отрицательную позицию в отношении рабочего Движения и социалистов. На левом фланге либералов располагалась Немецкая народная партия, действовавшая главным образом в Южной и Юго-Западной Германии. Она выступала за всеобщее благосостояние и справедливое распределение материальных благ.

Правый фланг политических сил Германии занимали консервативные партии, отстаивавшие юнкерские привилегии и монархическую форму правления. В Партии свободных консерваторов, которую с 1871 г. стали называть также Немецкой имперской партией, ведущую роль играли крупные аграрии и владельцы предприятий тяжелой индустрии, главным образом из Вестфалии и Рейнской области. Среди них были такие промышленные магнаты, как Штумм и Крупп. Эта партия, не обладавшая широкой социальной базой, безоговорочно поддерживала имперскую политику Бисмарка. В 70-е годы свободные консерваторы поставляли большую часть бисмарковских министров и были активными сторонниками протек­ционизма. Фракции национал-либералов и свободных консерваторов являлись тем парламентским большинством в рейхстаге, на которое Бисмарк опирался в первой половине 70-х годов.

В 1876 г. возникла Немецкая консервативная партия, представлявшая интересы юнкерства Восточной Пруссии, Бранденбурга, Померании, а также прусского офицерства, лютеранского духовенства и зажиточного крестьянства. В конце 70-х годов немецкие консерваторы вместе со свободными консерваторами образовали парламентское большинство, которое пришло на смену национал-либералам. Консерваторы, тесно связанные с династией Гогенцоллернов, занимали все важные посты при дворе, в армии, в суде, держали в своих руках не только прусский, но и общегерманский административный аппарат.

Для борьбы против прусской гегемонии католическая церковь, опасавшаяся за свои привилегии в руководимой протестантской Пруссией Германской империи, в 1870—1871 гг. создала партию Центра, которая получила свое название от существовавшей в 50—60-е годы католической фракции, зани­мавшей центральные места в зале заседаний прусской палаты депутатов. Центр решительно отстаивал свою партикуляристскую и федералистскую позицию. Эта партия объединяла католиков Западной и Южной Германии и пользовалась поддержкой польских католиков, а также католиков Эльзаса и Лотарингии.

Полупарламентское конституционное состояние Германской империи благоприятствовало правительству и ослабляло рейхстаг, возможности воздействия которого на исполнительную власть оставались незначительными.

При поддержке консерваторов и национал-либералов Бисмарк начал поход против католической церкви и партии Ценрта «культуркампф» («борьба за культуру»). На деле это была борьба за утверждение прусской гегемонии в Германии, и определялась она в основном не религиозно-конфессиональными, а политическими соображениями. К тому же Бисмарк опа­сался установления связей клерикалов с соседними католическими странами — Францией и Австро-Венгрией. «Культуркампф», по замыслу Бисмарка, должен был также служить орудием в борьбе с «ополячиванием», а в действительности — средством германизации польских провинций Пруссии. Бисмарк предпринял энергичные меры по онемечиванию восточных провинций Пруссии. Там, заявил он, ситуацию «можно улучшить, с одной стороны, увеличением немецкого населения, с другой стороны — уменьшением польского». Бисмарк подчеркнул, что никогда и ни при каких обстоятельствах не пойдет на восстановление какого-либо польского государства «в пределах прусских границ».

«Культуркампф» достиг своего апогея в 1873г., когда прусский ландтаг принял знаменитые «майские законы». В соответствии с ними государство осуществляло назначение на все церковные должности, католическое духовенство было лишено права надзора за начальными школами, священники не могли заниматься политической агитацией, запрещалась деятельность Ордена иезуитов и близких к нему духовных орденов и конгрегации. В 1874 г. был введен обязательный гражданский брак в Пруссии, а в последующие два года — по всей империи. В июле 1874 г., во время пребывания Бисмарка на курорте в Бад-Киссингене, на него совершил покушение подмастерье-бондарь, ранивший его выстрелом из пистолета в правую руку. Покушавшийся был католиком, и Бисмарк воспользовался этим для яростных нападок в рейхстаге на пар­тию Центра.

К лету 1876 г. введение по стране законодательства было завершено. Католическое духовенство не подчинялось этим законам и бойкотировало их. В ответ Бисмарк производил аресты и высылку из Германии непокорных священников. Однако преследования католического клира задевали чувства миллионов верующих католиков. Это привело к росту политического влияния партии Центра, усилению ее Представительства в рейхстаге.

«Железный канцлер» был вынужден отступить. В 1880— 1887 гг. большинство антикатолических законов было отменен. Епископы заняли свои прежние места, был снят запрет на деятельность католических орденов, кроме Ордена иезуитов. От времени «культуркампфа» сохранились лишь закон о гражданском браке и надзор органов власти над школами.

При подготовке проекта программы СРПГ, получившей название Готской, эйзенахцы пошли на серьезные уступки лассальянцам. Но это не помешало росту влияния СРПГ среди трудящихся, особенно в промышленных центрах.

Правящие круги, обеспокоенные успехами социалистиче­ского движения, вскоре нашли повод для репрессий. В мае и июне 1878 г. на Унтерден-Линден, в самом центре Берлина, на императора Вильгельма было совершено два покушения, причем в результате второго кайзер был ранен выстрелом из охотничьего ружья. И хотя оба террориста не имели никакого отношения к социалистам, в октябре 1878 г. рейхстаг по предложению Бисмарка принял Закон против общественно опасных стремлений социал-демократии (так называемый Исключительный закон против социалистов), который неоднократно продлевался и действовал до 1890 г. Он был направлен не только против социалистов. Репрессиям подвергались все рабочие организации, вплоть до спортивных обществ. Были закрыты рабочие газеты и журналы, производились аресты и высылки из страны членов Социал-демократической партии.

Однако Социалистическая рабочая партия под руководством В. Либкнехта и А. Бебеля, сочетая легальные и нелегальные методы работы, выдержала это испытание. В подпольных типографиях в Цюрихе, а затем в Лондоне было налажено издание газеты «Социал-демократ», которая нелегально доставлялась в Германию. Несмотря на полицейские преследования, партия регулярно проводила свои съезды. При содействии социал-демократов окрепли профсоюзы. Одним из самых крупных выступлений немецкого пролетариата стала забастовка 150 тыс. рурских горняков в мае 1889 г.

Властям не удалось сдержать развитие рабочего движения с помощью полезных для трудящихся законов о социальном страховании (1883, 1884, 1889 гг.). На состоявшихся в 1890 г. выборах в рейхстаг за социалистов проголосовало около полутора миллионов избирателей. Партия завоевала 35 мест в рейхстаге. Итоги выборов свидетельствовали о банкротстве Исключительного закона против социалистов, о провале «рабочей» политики Бисмарка,

Однако «красная опасность» сделала возможным «союз доменных печей и дворянских поместий», т. е. крупной буржуазии и крупного землевладения, на который и опирался Бисмарк.

Введение в 1879 г. покровительственных пошлин на ввозимые из-за границы промышленные товары и сырье, зерно и скот было поддержано консерваторами обоих направлений, Центром и частью правых национал-либералов. Оставаясь канцлером Германии, Бисмарк в 1880 г. стал министром торговли и промышленности.

3. Внешняя политика правительства Бисмарка. Главной ареной, где Бисмарк в полной мере мог проявить свою силу, была дипломатия, которая опиралась на милитаризм и была направлена на обеспечение Германской империи доминирующих позиций в Европе.

Бисмарк стремился к международной изоляции Франции, удивительно быстро оправлявшейся от понесенного ею поражения. В 1873 г. она завершила выплату контрибуции, и немецкие войска должны были покинуть ее территорию. Германия ответила форсированием гонки вооружений.

Чтобы предотвратить угрозу войны на два фронта, Бисмарк добивался улучшения отношений с Россией. В 1873 г. между Германией и Россией была заключена секретная военная конвенция, в соответствии с которой в случае нападения на одну из них любой другой европейской державы обе стороны брали на себя обязательство направить на помощь союзнику 200-тысячную армию. Бисмарк, однако, заявил, что конвенция вступит в силу только после присоединения к ней Австро-Венгрии. Последовавшее затем подписание Веной и Петербургом консультативной конвенции и присоединение к ней Германии привело к созданию Союза трех императоров, опиравшегося На принцип монархической солидарности. Но уже вскоре Прочность этого союза подверглась серьезному испытанию.

Чтобы не допустить восстановления французской армии рейхсканцлер готов был прибегнуть к военной угрозе. С военной точки зрения, война с Францией в 1874—1875 гг., несомненно, была бы выгодна Германии. В апреле 1875 г. в германской прессе были опубликованы инспирированные Бисмарком статьи о военных приготовлениях Франции, одна из которых носила многозначительное название «Предвидится ли война?». В это же время начальник генштаба Гельмут ф0н Молътке развивал идею превентивной войны против западного соседа.

На этот раз «военная тревога» не привела к войне, так как в поддержку Франции выступили Россия и Великобритания. Во время визита в Берлин российского императора Александра Ц и канцлера А. М. Горчакова Бисмарк заявил, что и не собирался нападать на Францию, что Мольтке — «молокосос в политике, и его вообще не надо слушать». Эта серьезная дипломатическая неудача Бисмарка стала важным этапом в постепенном охлаждении германо-российских отношений.

Германский канцлер стремился подтолкнуть Россию, являвшуюся, по его мнению, самым сильным и опасным германским соседом, к «применению своих излишних сил на Востоке», чтобы ослабить ее позиции на Западе. Одновременно Германия всячески способствовала расширению влияния Австро-Венгрии на Балканах, где интересы монархии Габсбургов приходили в столкновение с интересами России. В 1876 г. Бисмарк на заседании рейхстага произнес ставшие знаменитыми слова о том, что на Ближнем Востоке у Германии нет каких-либо интересов, которые стоили хотя бы «костей одного единственного померанского мушкетера».

Однако восточный вопрос в целом был для германского канцлера «объектом большой политики». Сохранение линии на «равноудаленность» от Австро-Венгрии и России не помешало Бисмарку оказать политическую поддержку Вене во время русско-турецкой войны 1877—1878гг. и при пересмотре условий Сан-Стефанского мирного договора между Россией и Османской империей на Берлинском конгрессе 1878 г., проходившем под его председательством. В результате произошло обострение русско-австрийских и сербо-болгарских отношений. Австро-Венгрия получила право на оккупацию Боснии и Герцеговины. Бисмарк, игравший на конгрессе, по его словам, роль «честного маклера», признал позднее, что считал «триумфом государственного искусства» «оставить открытым восточный нарыв и благодаря этому расстроить единство других великих держав и обеспечить наш (т. е. Германии) собственный мир».

Бисмарка преследовал «кошмар коалиций», который он пытался рассеять, создавая сеть союзов с участием Германии. Не желая разрыва с Россией, он стремился сделать Австро-Венгрию главным союзником Германии. Ему пришлось преодолеть упорное сопротивление Вильгельма I, отказывавшегося совершить «предательство» в отношении России. В секретном австро-германском союзном договоре, подписанном в Вене в октябре 1879 г., предусматривалось, что, если Россия нападет на одну из сторон, другая придет ей на помощь всеми своими вооруженными силами и ни один из союзников не будет заключать сепаратного мира. Если же одна из сторон подвергнется нападению какой-либо третьей державы (не России), вторая сторона будет соблюдать благожелательный нейтралитет.

Подписание австро-германского договора стало рубежом в развитии германской внешней политики. Он оказался самым долговечным из всех договоров и соглашений, заключенных Бисмарком, а созданный им «двойственный союз» через много лет выступил инициатором развязывания Первой мировой войны.

Добиваясь изоляции Франции, Бисмарк воспользовался стремлением Италии к сближению с Германией и заявил, что ключ от двери, открывающей путь к Германии, Италия должна искать в Вене. Итальянцы сумели договориться с австрийцами. В итоге 20 мая 1882 г. в Вене был подписан договор о Тройственном союзе между Германией, Австро-Венгрией и Италией. В соответствии с договором Германия и Австро-Венгрия взяли на себя обязательство оказать всеми своими силами помощь Италии, если бы она подверглась нападению со стороны Франции, а Италия обязывалась поступить таким же образом при нападении Франции на Германию. В последующие годы договор о Тройственном союзе неоднократно продлевался и продолжал действовать до Первой мировой войны.

После продолжавшихся целый год переговоров 6 (18) июня 1881 г. между Германией, Россией и Австро-Венгрией был подписан договор о возобновлении «Союза трех императоров», согласно которому в случае войны одной из трех держав с четвертой великой державой» два других участника договора были соблюдать благожелательный нейтралитет. Германии был гарантирован нейтралитет России, если на нее нападет Франция.

Германия тотчас же присоединилась к подписанному 1883 г. между Австро-Венгрией и Румынией секретному союз ному договору, предусматривавшему взаимную помощь при нападении на одну из сторон. Италия примкнула к этому договору лишь в 1888 г.

Так в результате многолетних усилий Бисмарк организовал систему блоков, которая, по его замыслу, должна была гарантировать не только безопасность, но и гегемонию Германии на Европейском континенте.

В середине 80-х годов правительство Бисмарка заложило основы германской колониальной империи, главным образом, путем предоставления охранных грамот германским подданным, занимающимся судоходством и заморской торговлей. В апреле 1884 г. под покровительством Германии оказалось побережье Юго-Западной Африки, приобретенное бременским коммерсантом Людерицем. В том же году был установлен протекторат империи над Того и Камеруном.

В 1885 г. авантюристу Карлу Петерсу, завладевшему обширными территориями в Восточной Африке, и созданному им Обществу германской колонизации была выдана имперская «охранная грамота». В 1887г. было образовано Германское колониальное общество. Вступление Германии на путь колониальных захватов привело к резкому ухудшению ее о­ношений с Англией. Бисмарк стал чинить препятствия британской политике в Египте и Конго.

Но в центре внимания «железного канцлера» всегда находилось соотношение сил в Европе. В ответ на реваншистскую агитацию и мероприятия по укреплению армии во Франции Бисмарк в 1886 г. внес в рейхстаг законопроект, увеличивавший состав германской армии в мирное время и устанавливавший военный бюджет на 7 лет вперед. Он утверждал, что «угроза войны исходит исключительно из Франции», и пресса красочно описывала эту угрозу. Однако, опасаясь войны с Россией, Бисмарк в период «военной тревоги» 1887 г. был вынужден воздержаться от нападения на Францию.

Ухудшение отношений между Россией и Австро-Венгрией в связи с событиями на Балканах 1885—1886 гг. сделало невозможной пролонгацию «Союза трех императоров». Но в итоге длительных переговоров 6 (18) июня 1887 г. в Берлине было подписано секретное русско-германское соглашение, получив название «перестраховочный договор». Договор предусмотрено что, если одна из заключивших его сторон окажется в состоянии войны с третьей великой державой, другая сторона будет хранить по отношению к первой благожелательный нейтралитет. Что же касается войны с Австро-Венгрией или Францией, то обязательство сохранять нейтралитет вступало в силу только при нападении этих стран на одну из договаривающихся сторон. Добиться от России обязательства соблюдать нейтралитет при нападении Германии на Францию Бисмарку не удалось.

Тем временем между Россией и Германией разгорелась таможенная война. В 1887 г. Бисмарк отдал распоряжение Имперскому банку не принимать русские ценные бумаги под залог и предложил германским банкам освободиться от русских ценностей «ввиду явно неустойчивого состояния русских финансов». Начальник германского Генерального штаба Мольтке и его помощник Вальдерзее, ссылаясь на военные реформы в России, настаивали на превентивной войне против нее. Однако Бисмарк, запугивая Россию, был против такой идеи и старался во что бы то ни стало избежать войны на два фронта. Он писал: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиж­дется на миллионах собственно русских...»

Обострение противоречий с Россией и Францией побуждало Бисмарка искать сближения с Англией, но переговоры с Лондоном оказались безуспешными.

4. Германская мировая политика.Крупные немецкие промышленники и банкиры, тесно Связанные с юнкерством, являлись главной движущей силой германского экспансионизма. Все возрастающее влияние на политику правительства оказывал Пангерманский союз, вы ступавший за установление германского мирового господства Пангерманцы требовали присоединения к Германии террцт0рий, заселенных австрийскими немцами, северо-восточных районов Франции, Голландии, Бельгии, Скандинавских стран Базой для реализации этих планов должна была служить находящаяся под германской эгидой «Срединная Европа». Пан-германцы призывали к захвату английских, французских португальских, бельгийских колоний. Они настаивали на отторжении от России Прибалтики, намечали захват Польши Украины и даже Кавказа, откуда намеревались угрожать Британской Индии. Османскую империю они собирались превратить в германскую колонию. Ими разрабатывались проекты создания огромной германской колониальной империи — «Срединной Африки», а также установления господства Германии на Американском континенте.

18 января 1896 г. в связи с 25-й годовщиной провозглашения прусского короля германским кайзером Вильгельм II объявил о том, что «Германская империя стала мировой империей», указав тем самым общее направление, в котором и стала развиваться ее «мировая политика».

В конце 90-х годов важнейшие государственные посты в Германии заняли люди, утверждавшие, что немцы не имеют «жизненного пространства». Видным представителем этого направления был Бернхард фон Бюлов, ставший в 1900 г. канцлером Германской империи.

Обладая редкой способностью подхватывать вызревающие в правящих кругах идеи и в яркой форме преподносить их общественности, Бюлов, выступая в рейхстаге в 1897 г., заявило том, что «времена, когда немец уступал одному соседу сушу, другому — море, оставляя себе одно лишь небо... эти времена миновали... Мы требуем и для себя места под солнцем».

Для реализации официально провозглашенного курса «мировой политики» использовались все средства — политические, идеологические, экономические и военные. Важная роль отводилась армии и флоту. Еще Бисмарку удалось свести влияние рейхстага на вооруженные силы к праву утверждения военного бюджета, оставив все вопросы управления войсками, кадровой политики и организации армии в исключительном ведении короны. Это позволяло аристократической элит контролировать армию в качестве мощного инструмента внутри страны.

Германское военное руководство разделялось на три части: военное министерство, военный кабинет и Большой ГенеральнЬ1Й штаб. В ведение военного министерства входили все бюджетные вопросы, кадровый состав, вооружение и организация войск. Компетенция Генерального штаба была в мирное время ограничена стратегическим планированием, командно-штабными учениями и военно-историческими исследованиями. Военный кабинет, самое небольшое из трех руководящих военных учреждений, занимался только кадровыми вопросами, однако он был ближе всех к кайзеровскому двору.

Особое положение занимала кайзеровская Главная квартира, являвшаяся детищем «личного правления» Вильгельма П. Это учреждение подготавливало для кайзера политические донесения германских военных атташе, а также предложения по стратегическим вопросам, исходившим от Генерального штаба. Система управления армией была ориентирована на всемерное усиление личной командной власти Вильгельма П.

Важнейшим итогом стратегического планирования стала разработка шефом прусско-германского Генерального штаба (в 1891 — 1905 гг.) генералом Альфредом фон Шлиффеном плана войны на два фронта — против России и Франции. Создание грандиозного военно-морского флота, по мнению германских правящих кругов, должно было положить конец британскому владычеству на морях. В 1898 г. рейхстаг принял первую большую морскую программу. Широкую агитацию за строительство военно-морского флота развернул адмирал Альфред фон Тирпиц, «творец» германского флота, и поддерживавший его Флотский союз.

Вильгельм II стремился продемонстрировать миру решимость и военную силу. Воспользовавшись убийством в китай­ской провинции Шаньдун двух немецких миссионеров, Германия в конце 1897 г. высадила в бухте Цзяо-Чжоу (Киао-Чао) военно-морской десант. Китайскому правительству был навязан неравноправный договор об аренде этой бухты, а герман­ские монополии получили право строить в Шаньдуне желез-Hbie дороги и эксплуатировать природные ресурсы. В 1900— 1901 гг. Германия приняла активное участие в интервенции Великих держав, предпринятой для подавления народного восстания ихэтуаней в Китае. Главнокомандующим войсками КаРателей был назначен германский фельдмаршал граф Валь.

Активизировалась германская экспансия на Ближнем токе. Еще в 1888 г. Немецкий банк получил в Турции первую концессию на строительство Анатолийских железных дорог В 1898 г. Вильгельм II во время паломничества по святым местам Палестины заявил, что является другом и защитником 300 млн мусульман, почитающих турецкого султана как своего халифа.

После переговоров договор о строительстве Багдадской до. роги, которая должна была связать Берлин через Босфор, Малую Азию и Месопотамию с Персидским заливом, был подписан Немецким банком и правительством Турции в 1903 г. Благодаря деятельности в Стамбуле в 1882—1895 гг. германской военной миссии фон дер Гольца немецкие фирмы, прежде всего фирма Крупна, добились фактической монополии на поставки вооружения и военных материалов в Турцию. Османская империя стала одним из важнейших регионов экспорта германского капитала, политическое влияние Германии в этой стране неуклонно возрастало.

Расширение германской экспансии сопровождалось ростом межгосударственных противоречий. Если строительство мощного военно-морского флота было сопряжено с крайним обострением германо-английских отношений, то строительство Багдадской железной дороги раздражало царскую Россию, которая усматривала в усилении германского влияния в Турции препятствие на пути к захвату Черноморских проливов.