Методические указания

Темы рефератов

1. Попытка монархического переворота 1873 года во Франции.

2. Движение буланжистов.

3. Идеология анархо-синдикализма. Жорж Сорель.

4. Ж.Жорес, его роль в социалистическом движении.

5. Жюль Гед и его политические взгляды.

 

Источники и литература

  1. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. – М., 1989.
  2. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. – М., 1985.

3. Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. – М., 1986.

  1. Бунаков Е.А. Новые сведения о французских займах 1871-1872 гг. для выплаты контрибуции Германии // Вопросы истории. – 1955. – №12.
  2. История Европы. – Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны. – М.: Наука, 2000.

6. Канинская Г.Н. Истоки французского радикализма // Новая и новейшая история. – 2001. – №6.

7. Сеньобос Ш. Третья республика 1871-1900 // История XIX века. – Т. 7 / Под ред. Лависса и Рамбо. – М., 1938.

8. Тарле Е.В. Общий характер внутреннего развития Франции в 1871-1914 гг. // Тарле Е.В. Политика. – М., 2001.

9. Трунский Ю.Г. Борьба классов и партий за французское крестьянство в конце XIX века // Вопросы истории. – 1954. – №11.

  1. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1871-1917. – М., 1979.

 

Первый вопрос указанной темы предполагает анализ расстановки политических сил во Франции после революции 4 сентября 1870 г., когда определились основные контуры Третьей республики. Этот период продолжался до 12 февраля 1871 г., когда Национальное собрание занялось выработкой политической и государственной системы: формированием правительства, разработкой законов, а самое главное – мобилизацией реакционных сил против революционного Парижа, а потом – против Парижской Коммуны.

По второму вопросу указанной темы студенту необходимо проанализировать документы №1-5. При работе над указанными документами необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Почему монархическое большинство Национального собрания приняло республиканскую конституцию? 2. В какой мере конституция декларировала разделение властей? 3. Полномочия Палаты депутатов и Сената, порядок их избрания и компетенция палат. 4. Прерогативы президента, порядок его избрания, его полномочия и степень ответственности. Далее необходимо изучить документы №6-9 и на основе их изучения необходимо сделать вывод о том, в какой мере демократические обещания умеренных республиканцев был ими реализованы после прихода к власти в 1879 г.?

Попытки монархистов взять политический реванш не прекращались и после убедительной победы республиканцев. Об этом свидетельствуют попытки реакции устранить свободы и приостановить демократическое развитие общества: примером этих попыток было буланжистское движение и «дело Дрейфуса». В связи с этим студент должен изучить документы №10-13, касающиеся дело Дрейфуса, дать оценку событиям 90-х гг. XIX в. во Франции.

Далее студент должен проанализировать документы рабочего законодательства (документы №14-21) и сделать обобщающий вывод о характере рабочего законодательства во Франции.

В рамках последнего вопроса студент должен изучить документы №22-28. При анализе Французской рабочей партии необходимо сравнить ее основные положения с известными программами СДПГ, независимой рабочей партии Англии. Особое внимание обратите на текст Аграрной программы Рабочей партии. Студент должен сопоставить программы Социалистической партии Франции и Французской социалистической партии и определить, которая из них в большей мере соответствовала требованиям трудящихся. И, наконец, изучив «Объединительную декларацию Французских социалистических организаций», необходимо дать ей анализ.