Классическая, неклассическая и постклассическая наука: различие методологии.

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА (КН)

Идеалом классической науки было познание объекта таким, каким он существует вне нас и независимо от нас (т.е. важен только объект познания, а субъект и средства познания не важны)

Для этапа классической науки характерны механицизм и детерминизм. Происходит это вследствие абсолютизации методов естествознания, направленного на изучение материальных объектов и формализующего полученные знания с использованием языка математики. Результатом становится формирование механистической картины мира, для которой свойственны материализм и физикализм.Мир понимается как совокупность материальных объектов, связь и взаимодействие которых подчиняется законам механики.

Наряду с принципом детерминизма среди фундаментальных принципов классической науки находятся законы сохранения движения, вещества и энергии, в основании которых лежат представления о материальности окружающего мира, подчиненного объективным, независящим от позиции наблюдателя, законам.

Эти научные принципы распространялись не только на познание природы. Им были подчинены также исследования человека и общества. С точки зрения классической науки человек — это сложная материальная система, ориентированная на удовлетворение природных потребностей. Люди объединяются в социальные группы, различающиеся природным своеобразием окружающей среды. Поэтому классическим социальным представлениям также присущ физикализм и географический детерминизм.

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Неклассическая наука формируется в результате научных открытий и значительных социальных преобразований, происходящих в европейской культуре с середины XIX столетия. В науке возникают и распространяются эволюционная теория, электродинамика, теория относительности и ядерная физика. Прежние механистические принципы уже не соответствуют обнаруженным фактам, поэтому пересмотру подвергаются фундаментальные научные принципы. В начале ХХ века в физике формулируются основные принципы неклассической науки. Это принципы относительности, неопределенности и дополнительности, а также основные принципы термодинамики, постулирующие необратимость физических процессов. Эти постулаты, наряду с эволюционными принципами составляют методологическую основу неклассической науки, в рамках которой формируется принципиально иная картина мира. В этой картине динамические аспекты познаваемой действительности преобладают над статическими. В то же время, место динамических законов и закономерностей, однозначно и строго определяющих причинно-следственные взаимосвязи, занимают статистические, оставляющие место случайности и имеющие вероятностный характер. В неклассической науке преобладают системные и структурные представления о действительности.

В рамках неклассической науки возникает и развивается уровень метанаучных исследований, направленный на изучение научных принципов и истории их формирования и развития. В отличие от классического периода развития науки происходит методологическое размежевание естественных и гуманитарных наук. Науки о культуре обретают свои собственные основания и методы исследования. Происходит проблематизация казавшихся незыблемыми фундаментальных принципов классической науки. Релятивизм, зародившийся в физике, распространяется на все дисциплинарные сферы научного знания. Ведущим принципом становится плюрализм методов и систем.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Нормы и принципы постнеклассической науки еще более далеки от идеалов классической науки и развиваются в направлении конвергенции естественно-научного и гуманитарного знания. Ведущим методологическим принципомсовременной науки является глобальный (универсальный) эволюционизм. Он выходит за пределы биологии и становится универсальным принципом описания открытых, самоорганизующихся систем: сложных органических соединений, экологических систем, общества и экономики. В физике примером подобной саморазвивающейся системы является эволюционирующая вселенная, в биологии – экологическая система, в эконмике – поведение финансовых рынков. Большое распространение при изучении таких систем получают комплексные и междисциплинарные исследования. Цели этих исследований определяются уже не внутренними научными проблемами, а связаны с решением социально-экономических и политических проблем. В результате формируется предельно сложная картина мира, далекая от идеалов целостности и непротиворечивости. Поэтому все большее значение приобретают электронно-вычислительные системы, обеспечивающие построение математических моделей сложных систем. Глобальная сеть Интернет дает нам многочисленные примеры формирования открытых систем систематизации и распространения знаний.

Результатом этих изменений является пересмотр фундаментальных методологических принципов науки. Изменяются теоретические и эмпирические методы исследования, идеалы и нормы научности и рациональности. В первую очередь это относится к критериям точности, воспроизводимости и проверяемости. Исследуемые необратимые процессы саморазвития не позволяют их использовать при проведении экспериментов. Да и сам эксперимент превращается в сложнейший комплекс исследований множества взаимосвязанных параметров непрерывно изменяющейся системы. Разработка инструментальной составляющей научного исследования становится более важной и сложной задачей, чем построение теории, и требует такое количество ресурсов, что сама организация и финансирование научного исследования является сегодня глобальной задачей мирового сообщества.

___________________________________________________

Сопоставление классической, неклассической и ПН позволяет соотнести их соответственно с созерцательной, проективно-конструктивной и диалоговой эпистемологиями.

В проективно-конструктивной теории познания предполагается наложение на мир объектов - результатов теоретической деятельности сознания. Практически ориентированное знание, знание как сила, преобразующая мир, имеет иные идеалы доказательства, это эксперимент и наблюдения. Критерием научности здесь выступает практика, экспериментальная подтверждаемость. Классическая наука имела особо тесную связь с истиной. Представление об истине связано с представлением о мире, "каким он является сам по себе". Истина трактуется, прежде всего, как объективность. Для сравнения заметим, что у Платона истина понимается как благо.

В классическом типе научной рациональности внимание сосредоточено на объекте, насколько это возможно выносится за скобки все, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассической рациональности характерна идея зависимости, связи объекта со средствами и операциями деятельности, учет этих средств и операций является условием получения истинного знания об объекте. Постнеклассическая рациональность соотносит знания не только со средствами познания, но и с ценностными структурами деятельности. Как видим, изменение типов научной рациональности связано с постепенным ослаблением принципа интерсубъективности.