ТЕМА. Организация первичного учета, документация

Классификация счетов по экономическому содержанию, по структуре и назначению

III

II

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая комиссия. Персональный состав комиссии утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включают представителя администрации организации, работника бухгалтерской службы, других специалистов. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Перед началом инвентаризации осуществляются подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассортировываются и укладываются по наименованиям, сорта, размерам. В местах хранения вывешиваются ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходы и расходы ценностей должны быть обработаны и записаны в счета аналитического учета. От материально ответственных лиц получают расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей.

Наличие средств обязательно проверяют при участии материально–ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентарные описи или акты инвентаризации, которые оформляют не мене чем в двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально-ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей. Исправления оговариваются со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

На последней странице описи незаполненные сроки прочеркиваются и делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета за подписями лиц, производивших эту проверку.

При проверке фактического имущества в случае смены материально-ответственного лица, принявший имущество расписывается в получении, а сдавший имущество в сдаче.

На имущество, находящихся на ответственном хранении составляются отдельные описи.

Если инвентаризация проводится в течении нескольких дней, то помещение, где хранится имущество или материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии описи должны храниться в сейфе, в закрытом помещении.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, представленные в приложениях № 9-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Оформленные инвентаризационной комиссией акты и описи сдаются в бухгалтерию, где их проверяют и сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие по бухгалтерскому учету им результат сравнения - излишек или недостача. В сличительной ведомости средства записываются с указанием количества и суммы по группам, видам и сортам в соответствии с классификацией принятой в учете. В сличительную ведомость записываются только те товары, по которым обнаружены излишки или недостачи.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач и излишков, обнаруженных при проведении инвентаризации. Выводы и предложения, а также решения комиссии оформления протоколом, который утверждает руководитель предприятия. После утверждения результаты инвентаризации отражают в учете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

- излишек имущества приходуют по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты: Дт 01; 10; 41;43; 50. Кт 91.

- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм за счет виновных лиц:

1) Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.

2) Дт 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расчеты на продажу»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи и ценностей»

- недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх естественной убыли относятся на виновных лиц. при этом делаются проводки:

1) Дт 94 «Недостачи и потери от порчи и ценностей»

Кт 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.

2) Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи и ценностей»

- при недостаче и порче объектов основных средств предварительно делаются записи:

Дт 02 «Амортизация основных средств»

Кт 01 «Основные средства» - на сумму накопительной амортизации

Дт 94 «Недостачи и потери от прочих ценностей»

Кт 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость основных средств

- при выявлении виновных лиц недостающие или испорченные объекты основных средств оцениваются по рыночным ценам и оформляются проводкой

Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» по субсчету «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кт 94 «Недостача и потери от порчи ценностей»

В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании ущербных лиц отказано судом, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации. При этом делается проводка

1) Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт 94 «Недостачи и потери от прочих ценностей»

2) Дт 99 «прибыли и убытки»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы»

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течении 10-ти дней после её проведения.

 

ТЕМА. Бухгалтерские счета: назначение, строение, классификация

 

I

Классификация счетов бухгалтерского учета – это объединение их в группы по признаку однородности экономического содержания отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций.

В ходе группировки по объектам бухгалтерского учета объединяются счета для получения показателей:

- имущества по составу и размещению;

- имущества по источникам его образования;

- по хозяйственным операциям в сферах снабжения, производства и продажи.

Классификация счетов по экономическому содержанию представлена на рис. 1.

 

 


Рис. 1. Классификация счетов по экономическому содержанию

Построение счетов и порядок учета хозяйственных операций отражает классификация счетов по их структуре (рис. 2). Для учета одного и того же объекта часто применяются разные по структуре счета. Их построение может отличаться, но в целом все эти счета имеют общее экономическое содержание. Структуру (построение) счета характеризует оборот (по дебету или по кредиту) и сальдо по счету. На структуру влияет не только его экономическое содержание, но и его назначение в учете. Так, при наличии разных функций счетов (учет изменений состава имущества или его источников, учет затрат или результатов от продажи, определение прибыли или убытков и т. п.) будет различаться и их структура.

Основные счета применяются для контроля за наличием и движением имущества по составу и размещению, а также и по источникам его образования. Основными они являются, потому что учитываемые на них объекты служат основой хозяйственной деятельности предприятия.

 

Основные счета подразделяются на три подгруппы.

1. Основные активные счета – применяются для контроля и учета основных средств, нематериальных активов, материальных средств, а также расчетов с дебиторами.

2. Основные пассивные счета применяются для учета и изменения капиталов, фондов, полученного финансирования и дарения, кредиторов, займов, обязательств организации и расчетов с кредиторами.

3. Основные активно-пассивные (расчетные) счета предназначены для учета расчетов данной организации с разными организациями и лицами. На этих счетах ведется учет расчетов одновременно с дебиторами и кредиторами или с одной организацией, которая, является дебитором после нескольких операций, может превратится в кредитора или наоборот.

 
 

 


Рис. 2. Классификация счетов по их структуре

Регулирующие счета открывают только в дополнительные к основным счетам. Они предназначены для уточнения (регулирования) оценки объектов, учитываемых на основных счетах; на сумму своего остатка они уменьшают или увеличивают остатки имущества основных счетов. Регулирующие счета подразделяются счета подразделяются: на контрарные, дополнительные и контрарно-дополнительные.

Контрарные счета – на сумму своего остатка уменьшают остаток имущества на основных счетах. В зависимости от этого они делятся на контрактивные и контрпассивные счета. Контрактивные счета предназначены для уточнения остатка основных активных счетов. Здесь участвуют два счета: основной и регулирующий. Основной счет выступает в качестве активного счета, а регулирующие – пассивного (противостоящий или контрактивный). Контрактивный счет на сумму своего сальдо уменьшает сальдо основного активного счета, например, счет 02 «Амортизация основных средств» к счету 01. «Основные средства», счет 05 «Амортизация нематериальных активов» к счету 04 «Нематериальные активы».

Контрпассивный счет предназначается для уточнения сумм источников основного счета. Здесь основной счет выступает в качестве пассивного счета, а регулирующий (контрпассивный) – активного. Например, активный счет 26 «Общественные расходы» по отношению к пассивному счету 90 «Продажи» (согласно принятой учетной политике организации). В течение отчетного периода на счете 26 «Общественные расходы» отражаются расходы общехозяйственного характера, а в конце отчетного периода они списываются на счет 90 «Продажи», тем самым уменьшая поступления актива, признаваемого выручкой, т.е. Дт 90 Кт 26.

Дополнительные счета в отличие от контрарных не уменьшают, а наоборот увеличивают на сумму своего остатка остаток имущества на основных счетах. В зависимости от того, какой счет дополняют, они делятся на активные и пассивные.

Дополнительный активный счет на сумму своего остатка дополняет остаток основных активных счетов. Здесь регулирующие и основные счета являются активными. Так, по счету 15 ведется учет транспортно-заготовленных расходов по заготовке и доставке материалов. Он выступает в качестве регулирующего дополнительного счета к 10 счету. В то же время фактическая себестоимость приобретения материалов складывается из их стоимости по ценам приобретения и транспортно-заготовительных расходов.

Дополнительный пассивный счет на сумму своего остатка дополняет сальдо соответствующего основного счета. Здесь оба счета выступают в качестве пассивных счетов, например счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» по отношению к счету 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 63 предназначен для учета состояния и движения резервов по сомнительным долгам. Сомнительным долгам создается за счет дохода по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Неиспользованные резервы в конечном итоге присоединяются к доходам соответствующего отчетного периода. Поэтому счет 63 выступает как регулирующий дополнительный счет к счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Контрарно дополнительные счета соединяют в себе признаки дополнительных и контрарных счетов. Примером служит счет 40 «Выпуск продукции (работ и услуг)». Если на этом счете проводки делаются методом дополнительной записи, то счет выступает в качестве дополнительного регулирующего счета, когда на счете делаются записи методом красного сторно (уменьшения) – в качестве контрарного счета.

Распределительные счета подразделяются на две группы: собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные.

Собирательно-распределительные счета используются для учета расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести сразу на определенную производственную или проданную продукцию. В конце месяца эти расходы относят на конкретный вид продукции в соответствии с принятой методикой. К данной группе счетов относятся счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Бюджетно-распределительные счета предназначены для разделения расходов между отдельными отчетными (бюджетными) периодами; они подразделяются на активные и пассивные.

Примером активного бюджетно-распределительного счета служит счет 97 «Расходы будущих периодов», где учитываются расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В частности, на счете отражаются расходы, связанные с горноподготовительными работами; подготовительными к производству работами в сезонных отраслях промышленности; освоением новых предприятий, производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд); и др. На дебете счета 97 учитываются затраты в момент их совершения (возникновения). При этом делаются записи: Дт сч. 97 Кт сч.: 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. По кредиту счета 97 показывают списания этих расходов на расходы на производство (расходы на продажу) или на другие источники с включением их дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 Расходы на продажу» и др.

Примером пассивных бюджетно-распределительных счетов являются счета 98 и 96. На счете 98 «Доходы будущих периодов» учитываются доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. К ним принадлежат арендная или квартирная плата, плата за коммунальные услуги, выручка за грузовые перевозки, за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам, абонементная плата за пользование средствами связи и др. Кроме того, на счете учитываются предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, а также разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей, а также безвозмездные поступления.

На калькуляционных счетах отражаются производственные затраты, которые учитываются при составлении калькуляционных расчетов для определения фактической себестоимости конкретных видов продукции. По дебету калькуляционных счетов учитываются фактические затраты, а по кредиту – выход продукции в течение месяца по нормативной (плановой) себестоимости или по учетным ценам (оптовым и договорным), а в конце месяца – по фактической себестоимости. К этой группе счетов относятся счета: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

С помощью сопоставляющих счетов сравниваются две оценки и выявляется результат финансовой деятельности (доходы или расходы). Примером сопоставляющих счетов могут служить счета 90 «продажи» и 91 «прочие доходы и расходы».

К финансово-результативным счетам относится активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки», который одновременно является финансово-результативным и сопоставляющим счетом. В качестве финансово-результативного счета он выявляет конечный финансовый результат – прибыли или убытки, а как сопоставляющий счет отражает сопоставление дебетовой части счета (убыток) с кредитовой частью счета (прибыли).

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из:

- прибыли или убытка от обычных видов деятельности (счет 90 «Продажи»)

- сальдо прочих доходов и расходов (счет 91 «Прочие доходы и расходы»)

- потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации и т.п. – в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

- начисленных платежей налога на прибыль и платежей по перерасчетам по этому налогу их фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций (Дт 99 Кт 68).

В конце года определяется чистая прибыль, т.е. конечный финансовый результат организации, который является основной для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Заключительными записями декабря сумма чистой прибыли (убытка) списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается.