ТЕМА. Инвентаризация

IV

III

II

Правила и приемы ведения бухгалтерского учета

Качественные характеристики отчетной информации

Принципы допущения и принципы требования

Основополагающие принципы и критерии их формирования

I

Принципы бухгалтерского учета –это базовые правила, действия в рамках которых бухгалтер может объективно и полно реализовать функции бухгалтерского учета.

Развиваясь и совершенствуясь бухгалтерский учет совершенствует свои принципы. В настоящее время в мировой практике принципы бухгалтерского учета выделены в три большие группы:

1. качественные характеристики учетной информации;

2. принципы учета информации;

3. элементы финансовой отчетности.

В РФ большинство этих принципов признается либо полностью, либо частично, но в перспективе отечественный учет согласно Программе реформирования должен полностью перейти на принципы принятые в мировой практике.

Основные критерии формирования принципов заключается в их уместности; объективности и осуществимости:

Принципы можно классифицировать по трем группам:

I группа – принципы определяющие какая информация подлежит учету (качественные характеристики информации; принципы денежного измерения; принципы существенности);

II группа – принципы ведения бухгалтерского учета (принципы имущественной обособленности; двойственности; непрерывности; последовательности; учетного периода);

III группа – принципы учета в конкретных ситуациях (непрерывности; учета по себестоимости; консерватизма; реализации; увязки доходов и расходов)

 

Различают следующие принципы документации: имущественная обособленность; непрерывность деятельности; последовательность применения учетной политики; временная определительность фактов хозяйственной деятельности.

Рассмотрим эти принципы более подробно:

- допущение имущественной обособленности организации предполагает, что имущество и обязательства организации учитываются обособлено от имущества и обязательств собственников этой организации;

- непрерывность деятельности предлагает, что организация планирует продолжать свою деятельность в обозрим будущем у нее отсутствует намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности она намерена получать прибыль и погашать обязательства перед предприятиями;

- последовательность применения учетной политики характеризует стабильность выбранной учетной политики от одного отчетного года к другому, а также группой взаимосвязанных организаций;

- временная определенность фактов хозяйственной деятельности (или принципы начислений) предполагает отнесение хозяйственных операций к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Принципы непрерывности деятельности организации в соответствии со сложившимися обстоятельствами может быть нарушен и организация должна будет прекратить свое существование путем принудительной ликвидации. В этом случае последовательность удовлетворения имущественных исков кредитов в РФ регламентируется ст. 64 ГК РФ; и удовлетворяется в следующее очередности:

1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровья путем капитализации соответствующих, повременных платежей;

2. расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, контракту и выплате вознаграждений по авторским договорам;

3. удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого лица;

4. погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5. расчеты с другими кредиторами.

Принципы – требования сводя к следующему: полнота учета, осмотрительность; приоритет содержание над формой; сопоставимость; рациональность отчетный период;

- полнота учета предполагает отражение всех хозяйственных операций, на протяжении всех этапов учета и подтверждение их оправдательными документами;

- осмотрительность (консерватизм) предполагает определенную степень осторожности в расчете получаемых доходах позволяющих избежать завышения активов и занижения обязательств (очень наглядно этот принцип отражает поговорка «цыплят по осени считают»);

- приоритет содержания над формой предусматривает, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

- сопоставимость отчетных данных позволяет проводить анализ деятельности предприятия и выявлять основные тенденции его развития;

- рациональность позволяет сопоставлять выгоды от использования бухгалтерской отчетности с затратами связанными с её получением, причем выгода от полученной информации должна быть больше затрат на её получение;

- отчетный период предусматривает регулярное периодичное составление отчетности. На Западе этот период равен одному году и его началом может быть любое число и месяц года, если они будут постоянными. В отечественном периодом является период с 1 января по 31 декабря, и наряду с годовой обязательно представление квартальной отчетности.

 

Информация, представляемая в бухгалтерском учете должна быть полезной пользователем, т.е. быть уместной, надежной и сравнимой.

Уместность информации заключается в том, что её наличие или отсутствие оказывает или способно оказать влияние на решения (в т.ч. и управленческие) пользователей, помогая им оценить прошлые настоящие или будущие события.

Надежность информации определяется отсутствием в ней существенных ошибок.

Сравнимость информации достигается путем её сопоставления за разные периоды времени для определения тенденции в финансовом положении и финансовых результатах предприятия.

На уместность информации влияет её содержание и существенность. Существенной признается информация отсутствие или неточность, которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Надежная информация должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности Информации не является нейтральной если посредством отбора или формы представления она влияет на решения пользователей.

 

Бухгалтерский учет, как наука использует свой метод познания – т.е. совокупность приемов и способов отражения движения средств и их источников образования в процессе хозяйственной деятельности.

Методы бухгалтерского учета совершенствуются с развитием производственно-экономических формаций, и в данное время подразделяется: на следующие приемы и способы:

1. Документация и инвентаризация;

2. Оценка и калькуляция;

3. Счета и двойная запись;

4. Бухгалтерский баланс и отчетность;

Документация - является способом первичной регистрации хозяйственных операций; служит целям контроля и последующего отражения в бухгалтерских регистрах деятельности предприятия является письменным свидетельством свершившиеся хозяйственные операции, имеет юридически доказательную силу;

Инвентаризация - представляет собой способ проверки в натуре хозяйственных регистров как в области основных средств так и оборотных средств, сопоставление их фактического наличия с документальными данными и дальнейшее отражение в хозяйственном учете излишков или недостачи.

Оценка – отражает общественно-необходимые затраты на создание ТМЦ и предоставляет собой денежное выражение их стоимости. При помощи оценки натуральные и трудовые измерители можно сопоставить; способ определения стоимости единицы продукции, работ и услуг называют калькуляцией. Она подразделяется на учетную и фактическую.

Счета – экономической группировки текущее отражение состояния и использования хозяйственных средств. Счета бухгалтерского учета дают возможность вести контроль за каждой хозяйственной операцией. Отражение на счета происходит путем двойной записи.

Двойная запись – характеризуется тем, что каждая операция вызывает двойственное изменение состояния хозяйственных средств или их источников. Каждая хозяйственная операция записывается по двум счетам. Данные на счетах, выраженные в их оценке, служат материалом для получения сведений о состоянии ресурсов на определенную дату. Чтобы определить финансовое состояние предприятия эти данные необходимо группировать в определенном порядке, для чего и составляют бухгалтерский баланс.

Баланс – способ экономической группировки и обобщенного отражения хозяйственных средств и источников их образования в денежной оценки на определенную дату. Балансы бывают за месяц, квартал, год и характеризуются равенством суммы счетов хозяйственных средств и их источников.

Отчетность – способ получения итоговых данных о различных сторонах хозяйственной деятельности. Отчет состоит из ряда форм, в которых сосредоточенных информация о основных средствах предприятия, источниках их образования, полученной прибыли и рентабельности того или иного вида производства. Отчетность является точной, объективной и своевременной информацией составленной на основании данных бухгалтерского учета. Все вышеперечисленные элементы метода бухгалтерского учета связаны меду собой, составляют единую систему.


 

1. Значение инвентаризации и её виды