Вопрос 3. Виды нормативных актов.
Вопрос 2. Правотворчество.
Это деятельность по принятию, изменению, дополнению и отмене норм права.
Принципы правотворчества. 1. Научность – при подготовке нормативных актов нужно знать социально-экономическую и политическую ситуацию, а также потребности развития общества. 2. Профессионализм – заниматься правотворчеством должны подготовленные люди. 3. Законность – правотворчество должно осуществляться в рамках установленных законом процедур. 4. Демократизм – участие граждан в правотворческом процессе, напр., всенародное обсуждение законопроекта, референдум. 5. Гласность – открытость информации о правотворческом процессе. 6. Оперативность – соблюдение процедурных сроков рассмотрения и принятия нормативных актов.
Стадии правотворчества. 1. Проявление правотворческойинициативы – внесение в правотворческий орган предложения об издании НПА. 2. Решение правотворческого органа об издании НПА. 3. Разработка проекта НПА и его предварительное обсуждение. 4. Рассмотрениепроекта НПА в правотворческом органе. 5. Принятие НПА. 6. Доведение его содержания до адресатов.
Виды правотворчества. 1.По субъектам: а) правотворчество народа на референдуме; б) государственных органов; в) органов МСУ; г) отд. должностных лиц, напр., президента, министра; д) локальное правотворчество в организациях. 2. По юридической силе: а) законотворчество – правотворчество представительных (законодательных) органов власти, в ходе которого принимаются законы; б) подзаконное правотворчество органов исполнительной власти, напр., президента, правительства, министерств, губернаторов.
I. Законы. 1. Принимаются законодательными органами или в ходе референдума. 2. Обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты. 3. Подразделяются на: а) конституционные – прямо предусмотрены КРФ, напр., ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «О Правительстве РФ», «О судебной системе РФ»; б) обыкновенные– должны соответствовать КРФ и ФКЗ, напр., ФЗ «О выборах Президента РФ», «Об образовании», «О гражданстве РФ».
II. Кодифицированные акты. 1. Это единые и внутренне согласованные законы, обеспечивающие системное регулирование отд. группы правоотношений. 2. Они носят названия «кодекс», «устав», «основы законодательства».
III. Подзаконные акты. 1. Они принимаются на основе законов, конкретизируют их, но не могут им противоречить. 2. К ним относят указы Президента, постановления Правительства, ведомственные и локальные акты. 3. Ведомственныеактырегулируют внутриведомственные отношения, но некоторые министерства и ведомства издают акты внешнего действия, напр., Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. пр. МПС. 4. Локальныеактыиздаются организациями для решения внутренних вопросов. Они действуют только в отношении членов коллектива, напр., уставы организаций, правила ВТР, должностные инструкции.
IV. Региональное законодательство. 1. Оно состоит из законов и подзаконных актов, издаваемых органами государственной власти субъекта РФ и органами МСУ, находящимися в границах этого субъекта. 2. Оно действует только на территории этого субъекта или муниципального образования.
V. Акты судебной власти. 1.В РФ издавать акты внешнего действия вправе только высшие суды. 2. Это не нормативные акты в строгом смысле слова. 3. Постановления Конституционного Суда отменяют положения нормативного акта, не соответствующие КРФ. 4. Постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов дают руководящиеразъяснения нижестоящим судам по вопросам применения законодательства.
Задание. Используя ч.ч. 1 и 4 ст. 15 Конституции РФ и вопрос (тему) «Источники конституционного права РФ», расположите нормативные акты по убыванию их юридической силы:
___ Постановление Правительства РФ;
___ Конституция РФ;
___ Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»;
___ Уголовный кодекс РФ;
___ Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ»;
___ Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
___ Ведомственная инструкция Министерства путей сообщения.