Типовой узел для торможения противовключением АД с КЗ

Схема пуска ДПТ

Управление в функции скорости

Для реализации этого способа требуется аппаратура, контролирующая скорость непосредственно или косвенно. Чаще контролируется косвенно по напряжению на якоре, по величине ЭДС ротора, по частоте тока ротора. Управление идет в функции UЯ, Eр, fр, s, но все в рамках функции скорости.

 


Типовая схема пуска ДПТ в функции скорости представлена на рисунке 2.8, где приняты обозначения: М – двигатель постоянного тока; R1, R2 – ступени пускового реостата; КУ1, КУ2, КЛ – контакторы ускорения и линейный контактор; РУ1, РУ2 – реле времени с отсчетом уставки; R3 – дополнительное сопротивление для изменения уставки реле РУ2; КнС, КнП – кнопки Стоп, Пуск (SB1 SB2).

 
 

Механические характеристики и диаграммы токов, скорости и напряжения во времени представлены на рисунке 2.9.

Достоинства схемы:

- простота схемного решения;

- возможность применения однотипных реле напряжения для двигателей разной мощности, но с одинаковым напряжением сети;

Недостатки:

- трудность настройки КУ на разные напряжения срабатывания;

- tп = f(Mс, J);

- возможна задержка пуска на промежуточной ступени и перегрев пускового резистора (Мс'>Мс). При моменте Мс''>Мс двигатель остается работать на искусственной характеристике (установившийся режим).

 

Чаще управление в функции скорости применяют для организации торможения противовключением АД с КЗ ротором.

Схема торможения противовключением АД с КЗ ротором приведена на рисунке 2.10, где приняты обозначения: РКС – реле контроля скорости (SR); WустРКС = (0,03 – 0,05)W0.

 

 

 


Вращение вперед – W > WустРКС замыкается 1..3; вращение назад – W > WустРКС замыкается 1..2; КВ, КН – контакторы вперед и назад; РБ – реле блокировочное (вводит в действие РКС только при нажатии КнС).

Исходное состояние: включен контактор КВ.

Работа схемы: для останова двигателя следует кратковременно нажать КнС. Включается РБ и контактор противоположного направления вращения, меняется чередование фаз статора электродвигателя, следовательно, двигатель переходит в режим торможения противовключением, которое происходит до тех пор, пока не разомкнутся контакты РКС (при W = 0).

Для реверса двигателя КнС нажимать не надо. Достаточно нажать кнопку противоположного направления. Электродвигатель перейдет в режим торможения противовключением, а затем разгонится в противоположном направлении.