Тема: 15 Динамика детско-родительских отношений по мере взросления ребенка
Вопрос
Существуют различные критерии типов классификации типов семейного воспитания.
Гармоничный тип воспитания:
· взаимное эмоциональное принятие, эмпатия, эмоциональная поддержка;
· высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
· признание права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрение автономии ребенка;
· отношения взаимного уважения, равноправие в принятии решений в проблемных ситуациях;
· признание самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратеги воспитания;
· обоснованная возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;
· систематический контроль с постепенной передачей функции контроля самому ребенку;
· разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
· устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого родителя на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствие с возрастом ребенка.
Дисгармоничный тип воспитания:
· недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка;
· низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания;
· высокий уровень противоречивости, непоследовательность в отношениях родителей с детьми;
· ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;
· завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;
· неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их отсутствие;
· недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями, лежащими в основе классификации, были характер эмоционального отношения и тип родительского контроля.
Авторитетный: характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Стиль общения – демократический, системе требований гибка.
Авторитарный: отвержение или низкий уровень эмоционального принятия и высокий уровень контроля. Стиль общения – командно-директивный, по типу диктата, системе правил, требований ригидна.
Либеральный: теплое эмоциональное принятие ребенка и низкий уровень контроля в виде вседозволенности и всепрощения. Требования и правила практически отсутствуют.
Индифферентный: низкая вовлеченность родителей в воспитание, эмоциональная холодность и дистантность в отношении ребенка, низкий уровень контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостаток протекции.
Хаотический: отсутствие единого подхода к воспитанию, ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств м/у родителями.
Опекающий (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть рядом с ребенком, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Дисгармоничные типы воспитания.
Типология дисгармоничного семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса:
Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков:
Уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка.
Степень удовлетворения потребностей ребенка
Количество и качество требований к ребенку: представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-обязанностей, строгость санкций.
Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько несколько характерных негармоничных стилей воспитания.
Тип воспитания | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции | Степень удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запретов | Строгость санкци | |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | - | - | - |
Доминирующая гиперпротекция | + | + - | + - | + | + - |
Повышенная моральная ответственность | + | - | + | + - | + - |
Эмоциональное отвержение | - | - | + - | + - | + - |
Жестокое обращение | - | - | + - | + - | + |
Гипопротекция | - | - | - | - | + - |
Типы неправильного воспитания В.И. Гарбузова
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестоким контролем, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоятельности здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, об ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – культивирование внимание всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Литература:
· Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
· Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
· Стадии родительства
· Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка
· Изменение семейной системы в связи с рождением ребенка. Процесс принятия ребенка в семью
· Изменение задач и содержания детско-родительских отношений по мере взросления ребенка