Тема 11 Правовое регулирование семейных отношений

1. Нормы семейного права и семейное законодательство.

2. Семейные правоотношения

3. Условия вступления в брак и препятствие к заключению брака

4. Права и обязанности супругов

1 вопрос

Hopмы семейного законодательства призваны обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав при их нарушении.

СК РФ является актом, определяющим всю систему семейного законодательства. В нём установлены основные начала семейного законодательства, определён круг отношений регулируемых семейные законодательством, структура и состав семейного законодательства, общие начала, касающиеся осуществления и зашиты семейных прав, а также определены основные институты семейного права. К ним относятся группы норм, регулирующие заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; коллизионные семейные нормы.

2 вопрос

• Отношения между членами семьи, урегулированные нормами семейного права, представляют собой семейные правоотношения.

Субъектами семейных правоотношений являются только граждане, чья семейная правосубъектность раскрывается через правоспособность и дееспособность.

• Семейная правоспособность — это способность лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта. Ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и порядке, прямо определённых законом.

• Семейная дееспособность - это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица. Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности, объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности.

Объектами семейных правоотношений являются действия (поведение) субъекта правоотношения, а также вещи (имущество) или иные материальные блага.

3 вопрос

Установленные законом условия вступления в брак направлены на создание полноценной семьи, предотвращение необдуманных браков.

Закон устанавливает два условия вступления в брак:

1. взаимное добровольное согласие вступающих в брак;

2. достижение ими брачного возраста.

Запрещено вступать в брак:

1. Лицам, уже состоящим в другом не расторгнутом браке;

2. Лицам, признанным по суду недееспособными вследствие психического расстройства.

3. Близким родственникам по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами.

4. Усыновителям и усыновленным.

Для того чтобы союз мужчины и женщины был признан браком, он должен быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают только с момента регистрации брака, с этого времени государство признает данный союз браком берет его под свою защиту.

В законе предусмотрен обязательный месячный срок между моментом подачи заявления о желании вступить в брак и регистрации брака. При наличии уважительных причин заведующий отделом загса, где производится регистрация, может разрешить зарегистрировать брак до истечения этого срока. При наличии особых обстоятельств брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления.

Если при заключении брака были нарушены условия вступления в брак или существовали препятствия для его заключения, то брак может быть признан по суду недействительным. Если брак признается судом недействительным, то считается, что он не существовал вообще и между состоявшими в нем липами ни каких прав и обязанностей не возникло.

Закон предусматривает возможность прекращения брака путём развода. Существуют две процедуры расторжения брака.

1. Если у супругов нет несовершеннолетних детей и оба хотят расторгнуть брак, один из супругов объявлен судом безвестно отсутствующим, признан недееспособным вследствие душевного расстройства, один из них осуждён к лишению свободы на срок свыше трёх лет развод может быть зарегистрирован в органах загса.

2. При наличии несовершеннолетних детей брак может быть расторгнут только в суде.

4 вопрос

Личные (неимущественные) права и обязанности супругов

В большинстве случаев взаимоотношения супругов не могут быть предметом правового воздействия. Закон устанавливает здесь только принципиальные положения, которые имеют важное значение для обеспечения равноправия супругов в семье, для защиты личных интересов каждого из них и для надлежащего воспитания детей.

Каждый из супругов вправе свободно избрать своё место жительства Закон не исключает возможности раздельного проживания супругов по их желанию. В то же время предусмотрен ряд мер, обеспечивающих супругам возможность совместного проживания. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий и профессии. По взаимному согласию супруги решают вопрос о фамилии при заключении брака.

Права супругов на имущество

Всё, что принадлежало каждому до вступления в брак, остаётся его личной собственностью, и он вправе самостоятельно распоряжаться этим имуществом.

Всё, что было нажито во время брака, признаётся собственной собственностью супругов. Муж и жена в отношении этого имущества равными правами. Совместной собственностью не считаются лишь предметы, полученные хотя и во время брака, но в дар или по наследству, а также вещи личного пользования мужа и жены.

Раздел общей собственности супругов происходит обычно лишь при расторжении брака, но может иметь место и независимо от этого. При разделе суд исходит из равенства долей обоих супругов. Суд вправе отойти от принципа равенства долей, если этого требуют: интересы несовершеннолетних детей; заслуживающие внимания интересы одного из супругов.

Установленный законом режим совместной собственности имущества супругов может быть изменен как до вступления в брак, так и в любое время в период брак путем заключения супругами брачного договора.

Брачный договор – это соглашение лиц, вступающих в брак, или супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Предмет брачного договора – имущественные права и обязанности супругов, попадающие под законный режим их общего имущества, а также любые другие имущественные права и обязанности, которые могут принадлежать супругам в силу норм гражданского законодательства.

СК РФ содержит специальную норму, запрещающую ограничение прав и свобод супругов.

Объем брачного договора – количество и содержание условий – определяется самими супругами.

Литература:

1. Конституция РФ, М. 1993г.

2. Семейный кодекс РФ, С-Петербург, 2003

Раздел «Детско-родительские отношения»

Тема 12 Семья как институт первичной социализации ребенка

1. Родительство как культурно-исторический феномен

2. Значение семьи как фактора социализации личности

3. Психологические механизмы социализации в семье

1 вопрос

Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

Социализация – осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил,

- регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье;

- определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения.

Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

В истории родительства прослеживается тенденция возрастания значения семьи как института социализации.

Достаточно продолжительный период в истории ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное Родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства до начала вступления ребенка в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций. Но по мере развития общественных отношений усложняются задачи социализации личности, и изменяется характер детско-родительские отношения и роль родительства в данном процессе.

В связи с этим в науке выделяются культурно-исторические типы детско-родительских отношений (А.Ллойд-Демоз), каждый из которых определяет специфику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид, «бросающий», «навязчивый», социализирующий и помогающий стили воспитания ребенка.

Инфантицид: В античной Спарте практиковалось «отбраковывание» физически неполноценных детей, которые не могли стать хорошими воинами.

«Бросающий стиль воспитания» характерен для эпохи средневековья, когда детей воспитывали вне семьи. Низшие слои населения отдавали детей «в люди» - на обучение ребенка в мастерских; высшие и обеспеченные слои населения отдавали своих новорожденных кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к дальним родственникам. Эмоциональная близость т любовь родителей не были в списке добродетелей или общественных ценностей.

В частности, Домострой, как основное руководство по воспитанию детей, не возлагало на родителей обязанности любить детей, дети при этом должны были проявлять беспрекословное послушание, уважение и любовь к родителям.

«Амбивалентный стиль воспитания» - отражает изменение взглядов на воспитание. Хотя за ребенком и признавалось наличие души, но сам он метафорически рассматривался чистой доской, а значит легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась «лепка» души ребенка по образцу, принимаемому родителями.

«Навязчивый стиль воспитания», типичный для 18 века, характеризовался навязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, когда уже не только поведение, но и сознание ребенка, его внутренний мир становились предметом вмешательства и диктата со стороны родителей.

Целью традиционной авторитарной семьи было сохранение во чтобы то ни стало образа жизни старшего поколения, стремление «вписать» детей в жесткие рамки существующих ролей, норм и ценностей.

«Социализирующий стиль воспитания» представляет собой совершенно иной тип детско-родительских отношений, когда основной задачей родителей становится подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование и закрепление качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию- позицию взрослого человека.

Безусловность родительского авторитета не лишает ребенка возможности выбора и творческого созидания своей судьбы, а выступает условием передачи и сохранения культуры, опыта и традиций предшествующих поколений.

«Помогающий стиль воспитания» возникает во второй половине 20 в., когда особое значение в детско-родительских отношениях приобретают эмоциональная близость, эмпатия, родительская любовь становится приоритетной семейной ценностью. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к равноправной личности, заслуживающей уважение и право на свободный выбор собственного жизненного пути. Воспитание преобразуется в диалогический процесс, в котором оба субъекта общения равноправны и не только родители «учат детей», но и родители учатся вместе с детьми и у детей.

В современном обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества – до окончания школы, а в некоторых случаях – до завершения профессионального образования.

2 вопрос

 

Семья выступает в качестве определенного жизненного пространства, в котором протекает большая часть жизни всех ее членов. В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия и на протяжении какого-то времени семья вообще остается для ребенка единственным местом получения такого опыта. В семье человек с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений. Позже в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из наиболее важных факторов социализации личности.

Значение семьи как фактора социализации определяется теми условиями, которые создаются в ней для усвоения ребенком общечеловеческого опыта. Передача социального опыта в семье включается в контекст непосредственной жизнедеятельности и общения членов семьи.

3 вопрос

Социализация в семье осуществляется через два основных механизма: воспитание; социальное научение

Семейное воспитание – это целенаправленные сознательные действия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Специфика семейного воспитания

· эмоциональный характер семейного воспитания; Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители трех, иногда четырех поколений, формирующих естественный воспитательный коллектив.

· семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельность растущего человека;

· семейное воспитание имеет широкий возрастной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года;

Воспитательные воздействия осуществляются через два механизма:

· Механизм подкрепления – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушения установленных правил, родители формируют у ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;

· Механизм идентификации – ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример.

Процесс социального научения идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Литература:

1.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2000

3.Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

4.Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.