Тема 10. Консультирование как способ терапии супружеских отношений

1. Развитие практики семейного консультирования

2. Сущность, цели, задачи, принципы этапы семейного консультирования

3. Теоретические подходы к организации семейного консультирования

4. Консультирование по вопросам вступления в брак

5. Профилактика супружеских конфликтов

1 вопрос

Семейное консультирование – это консультирование членов будущей или настоящей семьи по поводу проблем, которые могут возникнуть или уже возникли в их семейных взаимоотношениях.

Консультирование супружеских пар первоначально осуществлялось по юридическим и правовым, медицинским и репродуктивным, социальным аспектам семейной жизни и проблемам воспитания и обучения детей. Пери­од с конца 1940-х до начала 1960-х гг. отмечен установлением и развертыванием практики оказания психологической помощи семье и супружеским парам. В 1930—1940-е гг. возникает особая практика консультирования су­пружеских пар, в которой фокус работы смещается с психических наруше­ний личности на проблемы общения и жизни супругов в семье. В 1950-е гг. утверждается практика и термин «семейная терапия».

В 1949 г. в США были выработаны профессиональные стандарты для проведения супружеского и семейного консультирования, а уже в 1963 г. в Калифорнии — введены правила и нормы лицензирования для семейных консультантов. Важным источником раз­вития семейной психотерапии стало междисциплинарное взаимодействие психологии, психиатрии, практики социальной работы.

В отечественной науке интенсивное развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Однако еще в конце XIX в. возникло учение о «семейном лечении» различных психических расстройств и необходимости проведения семейной диагностики. Основоположником семейной терапии в России считают И.В. Маляревского, который в своем лечении психически больных детей и подростков исходил из необходимо­сти специальной работы в рамках «семейного воспитания» с родственника­ми больных детей. Значительную роль в становлении отечественной се­мейной психотерапии сыграли ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева — В.К. Мягер, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, Т.М. Мишина.

Эйдемиллер выделяет три основных этапа в развитии отечественной семейной психотерапии.

На первом — «психиатрическом» — этапе исследователи исходили из пред­ставления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов.

На втором — «психодинамическом» (психо­аналитическом) — этапе фокусом терапии стали сформированные в дет­ском возрасте неадекватные модели поведения, переносимые впоследствии личностью в супружеские и детско-родйтельские отношения в собствен­ной семье.

Наконец, третий этап — системная психотерапия — характери­зуется синтезом системного подхода и психологии отношений В.Н. Мясищева и созданием оригинальной концепции патологизирующего семейного наследования (Эйдемиллер).

Ведущим принципом семейной психотера­пии, развиваемой в рамках этого направления, является принцип взаимной акцептации психотерапевта и семьи. Важным фактором развития семей­ной психотерапии, определившим становление семейного консультирова­ния как особой психологической практики, в нашей стране явились работы В.В. Столина, А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, А.Я. Варги и др.

Семейное консультирование представляет собой относительно новое по сравнению с семейной психотерапией направление оказания психологической помощи семье.

История развития семейной психотерапии и семейного консультирования тесно переплетены, данные виды помощи семье имеют ряд общих и отрицательных признаков.

Психотерапия и семейное консультирование имеют диалогическую природу.

Центральным моментом в терапии и консультировании является общение специалиста с клиентом, реализуемое через установление терапевтической связи, помощь в исследовании проблемы, поиске путей е решения.

Различие консультирования и психотерапии связано с моделью объяснения причин и трудностей, возникающих в семье.

Психотерапия ориентируется на медицинскую модель, в которой семья выступает важным фактором, обуславливающим возникновение и патогенез личности, с одной стороны, и ее ресурсы жизнестойкости и устойчивости – с другой.

В модели консультирования в центре внимания задачи развития семьи, особенности ее ролевой структуры и закономерности функционирования. Консультант создает условия для организации ориентировки клиента в проблемной ситуации, объективирования проблемы, анализа ситуации, планирования возможных решений.

Семейное консультирование включает психологическое, правовое, (юридическое), жилищное, административное, педагогическое и др.

Психологическое консультирование семьидолжно быть на­правлено на восстановление или преобразование связей чле­нов семьи друг с другом и окружающей средой, на разви­тие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное «МЫ», гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

2 вопрос

Цели семейного консультирования могут быть определены как разви­вающие, коррекционные, профилактические, адаптивные: развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и самораз­вития; коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры се­мьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации; профилактические цели свя­заны с ростом фрустрационной толерантности семьи; адаптивные - с ус­пешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

Основные задачи семейного консультирования: психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака; консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); психологическая помощь семье при разводах; консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений; психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания при­емных детей; психологическое сопровождение беременности и родов; психологическое сопровождение становления родительства; психологическое консультирование по вопросам супружеской измены; психологическое консультирование в случаях насилия в семье.

Принципы семейного консультирования

Принцип профессиональной компетентности и ответственности кон­сультанта.

Принцип стереоскопичности диагноза

Принцип реконструкции истории семьи

Принцип совместной выработки решений

Принцип привлечения широкого социального окружения

Принцип единства диагностики и коррекции

Принцип структурирования позиций в процессе консультирования

Принцип выявления подтекста обращения клиента

Способы организации семейного консультирования

1) индивидуальное консультирование одного из супругов;

2) парал­лельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консультантом;

3) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами;

4) совместное консуль­тирование обоих супругов либо всех членов семьи одним консультантом.

Основные этапы и содержание семейного консультирования

 

Этап   Содержание консультативной работы Процедуры консультирования
Подгото витель ный Знакомство с клиентом по предварительной записи в регистрационном журнале, а также стой информацией, которую можно получить от третьих лиц. Время – 20-30 мин. Специальных процедур нет.
Настро ечный Консультант лично встречает клиента, знакомиться с ним и настраивает на совместную работу. То же самое делает клиент. Время – 5-7 мин. Процедура встречи с клиентом (приветствие, проводы на место, выбор места по отношению к клиенту, приемы установления психологического контакта). -Создание эмоционально положительного настроя клиента на проведение консультирование. -Снятие психологических барьеров(успокоение клиента, создание ситуации психологической безопасности, раскрепощение клиента, вселение уверенности, доверительных отношений).
Диагнос тиче ский Консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание этапа составляет рассказ клиента о себе и своей проблеме, а также проводится психодиагностика клиента. Время работы зависит от специфики проблемы клиента – от 4 до 8 часов. -Процедура «эмпатийного слушания»: консультант, отрешившись на время от своих собственных мыслей, и переживаний, полностью сосредотачивает свое внимание на том, что говорит клиент. Задача «эмпатийного слушания» заключается в достаточно глубоком эмоциональном понимании клиента. Но при этом консультант продолжает думать, анализировать, размышлять. -Процедура активизации памяти клиента включает систему приемов, в результате применения которых активизируется когнитивные процессы. Клиент начинает точнее и полнее вспоминать события и факты, имеющие отношение к проблеме. -Процедура подкрепления: консультант словами, жестами, мимикой и др. средствами выражает согласие по поводу того, что говорит клиент, поддерживает его. -Процедура прояснения консультантом мысли клиента: консультант вступает в диалог с клиентом в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена.
Рекоме ндатель ный Консультант, собрав на предварительных этапах информацию о клиенте и его проблеме, вырабатывает практические рекомендации по решению проблемы клиента. Время – 40 мин. – 1 час. -Убеждение:процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности предлагаемых консультантом рекомендаций. -Разъяснение: развернутое конкретное изложение, объяснение клиенту тех, мыслей, которые возникают у консультанта в связи с проблемой клиента. Консультант ведет диалог так, чтобы симулировать вопросы клиента к себе. -Поиск взаимоприемлемого решения: используется, если клиента не устраивает предлагаемое консультантом решение. Приемы: предложение альтернативных решений; оставление за клиентом прав окончательного выбора того решения, которое его устраивает; прояснение, уточнение того, что именно не устраивает клиента. -Уточнение деталей:разъяснение клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением рекомендаций.
Конт роль ный Консультант и клиент договарива -ются о том, как будет контролиро- ваться и оцениваться реализация выработанных рекомендаций, где и когда они в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопро -сы, которые могут возникнуть в процессе выполнения рекомендаций. Время – 20-30 мин Процедуры в основном те же, что и на рекомендательном этапе. Но теперь они касаются оценок эффективности практического выполнения клиентом, полученных рекомендаций. Специальная процедура этого этапа – укрепление уверенности клиента в том, что его проблема будет решена.

 

3 вопрос

Сегодня можно говорить о плюралистической теоретической основе се­мейной психотерапии и, соответственно, семейного консультирования, опирающегося на установленные в рамках практики психотерапии законы и правила функционирования семьи.

Критериями дифференциации психотерапевтических подходов к рабо­те с семьей являются:

•«единица» анализа семейного функционирования и проблем семьи атомистический и системный подходы);

•учет истории развития семьи, временной ретроспективы и перспекти­вы (генетико-исторический подход и фиксация на актуальном состоянии семьи без учета ее истории);

•направленность на установление причин возникновения проблем и трудностей жизнедеятельности семьи, ее дисфункции (каузальный и феноменологический под­ход).

Руководствуясь перечисленными выше критериями, можно выделить определенные подходы в работе с семьей.

Психоаналитический подход.В центре внимания детско-родительские отношения, определяющие развитие личности и успешность ее семейной жизни в будущем. Единица анализа — личность в ее отношениях с партне­ром, основными паттернами этих отношений выступают Эдипов комплекс и комплекс Электры. Предполагается, что в брачно-супружеских отноше­ниях пациенты неосознанно стремятся к повторению базовых моделей от­ношений с собственными родителями. Психологическая работа ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и по­давленного.

Бихевиоралъный подход.Единицей анализа здесь выступает личность в от­ношениях и взаимодействиях с членами семьи. В центре внимания здесь не глубинные причины, а ошибочное поведение и действия членов семьи, которые выступают помехой и препятствием на пути решения, проблемных ситуаций. Основными механиз­мами формирования неправильного поведения, приводящего к семейным проблемам, признаны неадекватные социальные модели поведения в семье, неэффективные контроль и подкрепления. Широкое распространение в рамках по­веденческого подхода получили разнообразные формы тренинговой работы с родителями. Работа с супругами строится в рамках теории социального обме­на, согласно которой каждый индивид стремится к получению максимально­го вознаграждения при минимальных затратах.

Феноменологический подход.В качестве единицы анализа рассматрива­ется личность в семейной системе. Основной принцип «здесь-и-теперь» требует сосредоточения на происходящих в настоящий момент событиях семьи с целью достижения высокого уровня их прочувствования и пережи­вания. Выявление содержания, правил построе­ния, воздействия коммуникации на жизнь семьи в целом и на каждого из ее членов, формирование коммуни­кативной компетентности составляет содержание работы с семьей.

Системный подход.Семья рассматривается как целостная система, в ка­честве основных ее характеристик выделяется структура семьи, распреде­ление ролей, главенства и власти, границы семьи, правила коммуникации и повторяющиеся ее паттерны как причины семейных трудностей, которые прежде всего усматриваются в дисфунциональности семьи и разрешаются в реорганизации семейной системы.

 

4 вопрос

Направления консультативной работы по вопросам вступления в брак:

1. Информирование или психологическое просвещение: устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с будущим брачным партнером.

2. Оценка степени психологической совместимости партнеров как будущих супругов.

3. Диагностика психологической готовности к вступлению в брак.

4. Выработка программ, на­правленных на развитие эмпатии, коммуникативной компетентности, уме­ния разрешать конфликтные ситуации методом «семейного совета».

Формы организации консультирования по вопросам вступления в брак:

1. Индивидуальное

2. Групповое

Методы диагностики взаимоотношений будущих супругов:

Методики, используемые в консультировании по вопросам вступления в брак можно разделить на две группы:

1. Исследование оценки юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей (методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина; тест на превентивную удовлетворенность; методика «Функционально-ролевая согласованность( С.В. Ковалевский).

2. Методы, направленные на оптимальный подбор для знакомства, потенциального супружества и прогнозирования супружеских отношений: тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юн-да); методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г. С. Васильченко); шкалы любви и симпатии (3. Рубина);

3 вопрос

Главные проблемы – проблемы супружеских отношений, от которых в гораздо большей степени благополучие данной семьи.

Вторичные проблемы – проблемы супружеских отношений, возникающие из-за других нерешенных проблем, которые не могут быть решены без устранения главных.

Методы диагностики супружеских отношений

1. Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре изучают особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары (Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская); проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер); методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова); методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

2. Методы исследования индивидуальности супругов: установление меры личностной совместимости и информированности супругов об особенностях характера друг друга (Определение типа темперамента (Айзенк); «16 личностных факторов» (Р.Кеттелл); методика рисуночной фрустрации (С.Розенцвейг); цветовой тест М.Люшера).

3. Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей: выявление общности ценностных ориентаций, жизненных целей, мотивации, интересов, потребностей, общность взглядов на проведение семейного досуга (опросник «Измерение установок в супружеской паре» (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман); опросник «Интересы - досуг» (Т.М. Трапезникова).

4. Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских отношений:диагностика психологического климата семьи, супружеских конфликтов, удовлетворенности супругов браком, его стабильности (Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова); методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

Содержание консультативной работы в зависимости от специфики проблемы, лежащей в основе нарушения супружеских отношений

Содержание консультативной работы с каждой супружеской парой в ситуации конфликта будет специфичным. Однако в соответствие с типичными проблемами, лежащими в основе супружеских разногласий, можно выделить некоторые общие схемы действий консультанта.

1.Отсутствие взаимопонимания между супругами:

Последовательность действий консультанта:

Консультирование осуществляется в 2 этапа:

1 этап: диагностика и обучение супругов умению слушать др. др.:

-разъяснение клиенту, что без умения внимательно слушать других членов семьи ни одну из проблем семейных взаимоотношений решить нельзя;

-убеждение клиента, что он не достаточно хорошо умеет слушать др. Для этого консультант просит клиента вспомнить содержание послед него разговора с супругом и ответить на следующие вопросы: О чем был раз говор? Что пытался доказать супруг? Как он это делал? О чем говорил в начале разговора? Какие аргументы использовал для доказательства своей правоты? Почему считал себя правым? Затруднение в ответе хотя бы на один вопрос означает неразвитость у супруга умения слушать.

2 этап: развитие умения доказывать свою правоту в спорах.

Рекомендации супружеской паре по решению проблемы:

1 этап: в течение 1-2 недель во время разговора с супругом контролировать процесс своего слушания, ориентируясь на сформулированные вопросы.

2 этап:

-никогда не начинать разговор с супругом с доказательства своей правоты, а выслушать и попытаться понять его;

-следить за реакциями собеседника по поводу сообщаемого ему, добиваться согласия, подтверждения;

-не стремиться продолжать что-либо доказывать или продолжать убеждать супруга после того, как он принял основное из сообщаемого ему. Нужно дать ему время для размышления и принятия самостоятельного решения;

-при обсуждении спорных вопросов распределять их по принципу нарастания степени сложности.

2. Несовместимость характеров

Последовательность действий консультанта:

Определить в каких чертах характера не сходятся супруги с помощью психологического тестирования.

Рекомендации супружеской паре по решению проблемы:

Рекомендации будут индивидуальны в зависимости от результатов тестирования. Но до их формулирования консультант должен довести до сознания супругов следующее:

1) с психологической точки зрения супругам целесообразнее приспособится к особенностям др. др., чем пытаться изменить их, так как характеры людей складываются уже в детстве.

2)почти каждая черта характера имеет и положительную и отрицательную сторону, поэтому ее полное изменение не может принести только пользу.

3) черты характера сложная система. Изменение одной черты неизбежно окажет влияние на др.

4) изменение черт характера всегда означает изменение личности, и как результат – ее поведения. Консультант должен разъяснить клиенту, что все эти моменты могут породить неожиданные проблемы, т.к. потребуют адаптации не только самого супруга, но и окружающих к его новому поведению. В связи с этимвозможно ухудшение взаимоотношений между супругами.

Если клиент решается на изменение характера супруга, то рекомендации таковы:

-дать понять супругу, что некоторые черты характера его не устраивают, и что он собирается их изменить;

-добиться возникновения желания у самого супруга их изменить;

-обещание и практическая помощь супругу по изменению характера; -игнорирование невольного проявления корректируемых черт характера.

3. Несовместимость привычек, поступков, действий

Консультант должен помочь супругу увидеть себя со стороны и осознать, что у него действительно есть дурные привычки.

Настроить супруга, у которого есть дурные привычки на длительную, кропотливую работу над собой.

4. Расхождение во взглядах по внутрисемейным вопросам, требующим единства мнений

Последовательность действий консультанта:

-выяснение конкретных вопросов, по которым имеет место расхождение во взглядах супругов;

-выяснение причин этих расхождений, изложение их суп ругам и объяснение своей точки зрения;

-работа по сближению позиций супругов.

В консультативной работе может участвовать арбитр. В роли арбитра может выступать как сам консультант, так и любой близкий супружеской паре человек, мнение которого для супругов значимо и авторитетно и который лично заинтересован в сближении их позиций.

Рекомендации супружеской паре будут индивидуальны в зависимости от типа вопроса, по которому между ними существуют разногласия.

5. Проблемы сексуальных отношений

Консультирование супружеской пары, в основе разногласий которой лежат проблемы в интимной жизни, должен осуществлять специалист, имеющий специальные, в том числе и медицинские знания по этой проблеме. Семейная терапия в данном случае неуместна.

Конкретные рекомендации индивидуальны в зависимости от специфики причин, лежащих в основе проблемы. В большинстве случаев консультант рекомендует клиентам прекратить интимные отношения на время консультативной работы. В период индивидуальных бесед с супругами консультант основное внимание сосредотачивает на их отрицательных реакциях сексуального характера.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002