Тема: 6 Нравственно-психологические основы семейных отношений

1.Национальные и конфессиональные аспекты проблемы культуры отношений в семье.

2.Культура общения в семье.

3.Культура супружеских отношений.

4.Культура отношений между старшими и младшими поколениями в семье.

5.Психологический климат семьи, его показатели и типы.

1 вопрос

Современные семьи помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют специфические особенности, обусловленные этнокультурными условиями и конфессионально заданными нормами, правилами, традициями.

Способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношений к наиболее значимым аспектам человеческого существования определяет менталитет.

В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:

· о нормах мужского и женского поведения;

· о смысле и содержании брака;

· о способах воспитания;

· о правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;

· о содержании материнской и отцовской роли.

Менталитет определяет правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера.

В восточной культуре родительская семья воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для стран Западной Европы.

Выбором супруга на Востоке строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе.

В европейской семье могут возникнуть психологические проблемы в межпоколенных отношениях, если родители супругов будут вмешиваться в дела молодой семьи. На востоке такого рода конфликты маловероятны.

По мнению Пезешкиана, за такого рода особенностями стоят различные концепции того, что составляет идентичность: на Западе в центре идентичности человека его «Я», на Востоке – семья - часть идентичности человека.

Этническими традициями определяется специфика детско-родительских взаимоотношений, в частности отношение отца к детям. У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые «правила избегания», которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Во многом эти правила определятся национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость.

Принадлежность семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье. Например, отмечается существование отличий между американским и европейским стилем воспитания. Американские родители более терпимы и либеральны, нежели европейские.

Конфессиональные нормы определяют особенности супружеских отношений. Наиболее ярко различия проявляются при сравнении православных и мусульманских семей.

В христианстве противоречивым и неоднозначным явля­ется отношение к женщине. С одной стороны, согласно Вет­хому Завету, женщина - источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) - положительный образ. Подчиненное по­ложение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости. Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной се­мьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. В мусульманской семье, где многожен­ство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а сво­ей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотноше­ния в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автоном­ности, сколько осознанием ответственности перед родствен­никами, обязанностями и этическими нормами. Следует, од­нако, отметить, что многоженство не исключает любви. В исламе брак счи­тается добродетелью, праведностью и актом поклонения Твор­цу.

Главой мусульманской семьи является мужчина. В то же время мужчина-пове­литель должен заботиться о благоденствии и процветании семьи. Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Кроме того, исламский суд вправе расторгнуть брак.

2 вопрос

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресурсы роста и развития.

Условия эффективного межличностного общения в семье:

- открытость коммуникации;

- высокая активность коммуникации, обеспечивающая интенсивное обсуждение значимых для членов семьи проблем;

- необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнтность общения;

- согласованность представлений о семейном укладе, общность семейных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная целостность системы «Мы»;

- точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербальных и невербальных сообщений;

- сенсетивность к высказываниям партнера, использование техники активного слушания с обратной связью;

- безоценочность и эмпатическое принятие партнера как условие позитивного развития эмоциональных отношений в семье, создание атмосферы психологической безопасности и гармонизации образа Я партнера;

- проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважение партнера;

- формирование семейного языка – определенных, согласованных и легко узнаваемых семейных символов, традиций, норм.

Трудности в общении семьи часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использовании ими высказываний типа коммуникационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Типы неэффективных высказываний включают приказания, прямое инструктирование, предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высмеивание; навешивание ярлыков; интерпретацию поведения, постановку диагноза; расследование, допрос; уход от проблемы.

3 вопрос

Психологическая культура чувств супругов включает:

Знание психологических особенностей мужской и женской любви, которые во многом определяются гендерными стереотипами мужского и женского поведения: у мужчин и женщин в неодинаковой степени представлены потребность в единении, привязанности и потребность в автономии и независимости;

Умение супругов выражать свои чувства: неумение проявлять свои чувства как отрицательные, таки положительные – один из основных источников трудностей в супружеских отношениях.

Умение выражать позитивные чувства предполагает действенную направленность чувств на объект; адекватность способа выражения чувств ситуации и состоянию партнера; встречные позитивные чувства со стороны партнера.

Способы выражения чувств: слова, поощрение тех или иных действий; качественно проведенное вместе время; подарки; обслуживание совместный быт; прикосновение.

Наиболее адекватным способом выражения негативных чувств является разговор, обеспечивающий супругам, с одной стороны, возможность поделиться своими переживаниями и проявить свою позицию по определенному вопросу совместной жизни, с другой стороны, описывая словами свои переживания, супруги получают возможность лучше их понять и оценить.

Создание условий для личностного роста и самореализации супругов предполагает: субъект – субъектный характер отношений; взаимная персонализация; признание права супруга на индивидуальность и автономию, принятие его как целостной личности с акцентом на положительные черты и диалектическим отношением к отрицательным; обоюдная ориентация на удовлетворения потребностей другого.

4 вопрос

Семейные отношения, в частности детско-родительские, прежде всего, определяют эффективность воспитания и развития ребенка. Характер отношений в семье автоматически переносится в другие сферы семейных взаимоотношений. Характер и качество взаимоотношений в семье позволяет довольно точно прогнозировать будущие отношения ребенка со сверстниками. Данная закономерность определяется таким механизмом социализации как идентификация, т.е. уподобление взрослым. Действие данного механизма объясняется как естественной любовью к родителям, так и ориентацией на положение взрослого. Во взаимоотношениях с родителями дети получают образцы и модели поведения, которые впоследствии реализуют в собственной жизни.

Важнейшим условием благоприятной социализации в семье является строгое соответствие поведения родителя всем требованиям, предъявляемым к поведению ребенка.

5 вопрос

Психологический климат семьи – это характерный для семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой. Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношений друг к другу, другим людям, работе.

Показатели психологического климата семьи:

· степень эмоционального комфорта и эмоциональной удовлетворенности членов семьи своим положением в семье, своими взаимоотношениями с другими членами семьи;

· уровень тревожности членов семьи;

· степень взаимопонимания, поддержки, помощи между членами семьи;

· характер семейного досуга;

· открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Типы психологического климата семьи:

Благоприятный психологический климат: отношения строятся на принципах равноправия и сотрудничества, характеризуются взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого члена семьи качеством этих отношений.

Неблагоприятный психологический климат: в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение, то само существование семьи становится проблематичным. Неблагополучные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием членов семьи, враждебностью друг к другу, вспышками насилия, желанием разорвать отношения.

Промежуточный (противоречивый) психологический климат семьи: неблагоприятные тенденции слабо выражены, не имеют хронического характера.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

Тема 7 «Психология интимных отношений»

1. Психологическая сущность интимных отношений

2.Типы сексуальных сценариев и сексуального поведения в браке

1 вопрос

Интимные отношения – неотъемлемая часть любого супружества. Они представляют собой важнейший источник положительных эмоций.

Сексуальный контакт сам по себе давно уже утратил для человека свое прямое физиологическое значение. Важнейшее качество сексуальных отношений сегодня – их интимность. Интимность – понятие в большей степени психологическое, чем физиологическое, заключающееся в определенной взаимной направленности супругов, особой эмоциональности их отношений.

Значение сексуальных отношений для человека (И.С. Кон):

· прокреация (деторождение);

· получение чувственного удовольствия;

· релаксация;

· рекреация;

· удовлетворение любопытства;

· поддержание определенного ритуала;

· общение.

В супружеских отношениях интимная жизнь имеет особое значение в первый период совместной жизни. Позже центр тяжести перемещается на другие сферы взаимоотношений, расстройства сексуальной сферы уже не проявляются в столь резкой форме, хотя могут выступать источником разногласий. Если в первый период брака интимная жизнь супругов складывается благополучно, то возникает фундамент, на котором строятся другие узы (доверие, дружба и т.д.), необходимые для сохранения брака на более поздних стадиях. Неналаженная половая жизнь может сказаться на всей дальнейшей судьбе брака, когда чувство любви теряет свою силу, а другие чувства, которые могли бы цементировать брак, еще не возникли.

Психологические отличия мужской и женской сексуальности

Психологически женская сексуальность, равно как и женский стиль в целом, является более эмоционально-экспрессивным по сравнению с предметно-инструментальным стилем мужчины. Женщины в большей степени ценят эмоциональную сторону отношений. Высшие чувства женщины, как правило, превалируют над сексуальностью. Важнейшей же потребностью мужчин в интимных отношениях является удовлетворение полового чувства.

Психологические отличия мужской и женской сексуальности во многом обусловлены разницей в половой активности организмов. Мужской организм отличается более высокой активностью, нежели женский. поэтому потребность в сексуальной близости у мужчин выше. Женщины хотя и придают известное значение сексуальным отношениям в барке, но часто не считают данную сферу фактором необходимым для счастья и прочности брака.

2 вопрос

Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Компоненты сексуального сценария: кто, что, где, когда, с кем, как и почему, может или не должен делать человек в сексуальном плане.

Сексуальные сценарии могут быть классифицированы по ряду измерений:

1. По сложности, т.е. по количеству и разнообразию их компонентов и соотношению воображаемого и реализуемого: какой круг мотивов, партнеров, мест, времени действия представлен в сценарии; чем когнитивная программа отличается от реального исполнения; насколько тесно связаны друг с другом различные элементы сценария и т.д.;

2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: насколько велика допускаемая сценарием рассогласованность плана и реальности; насколько жестко и единообразно запрограммированы содержание и последовательность действий человека и как он отнесется к нарушениям принятого порядка;

3. По их обыденности, конвенциональности: насколько данный сценарий соответствует принятым в обществе нормам поведения.

4. По их удовлетворительности для человека: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается их реализовать и т.д.

Человек имеет, как правило, несколько сценариев.

Во-первых, это сексуальные фантазии, которые человек никогда не пытается, не хочет или не может выполнять.

Во-вторых, планы реального поведения, которые человек более или менее последовательно осуществляет.

В-третьих, промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального взаимодействия (если он (она) сделает так, я сделаю это).

В-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие сексуальный опыт в более или менее последовательное целое.

Типы сексуального поведения женщин:

«Женщина-мать»: женщина бессознательно стремиться играть роль матери. Для нее характерно стремление опекать, властвовать. Она может бессознательно увлекаться и выбирать в партнеры мужчину-неудачника, больного Слабость мужчины стимулирует ее сексуальность.

«Женщина-женщина»: Внутри данного типа выделяется два подтипа:

А) агрессивный тип: женщине для самоутверждения необходима борьба с партнером. Такая борьба может перейти с психологической сферы на сексуальную. Эта женщина самостоятельна, язвительна, иронична. Она может унизить партнера, бессознательно наслаждаясь его растерянностью.

Б) пассивный тип: женщина в качестве идеала выбирает сильного мужчину, которому она хочет бездумно подчиняться. Предпочитает агрессивных, напористых мужчин, в поведении которых есть признаки насилия.

«Женщина-дочь»: идеальным мужем для такой женщины становится мужчина старше ее, с богатым жизненным опытом, который хорошо ориентируется в житейских ситуациях. Женщина, выбирая такого хочет, чувствовать себя молоденькой, слабой, ведомой. В сексе эти женщины знания ценят больше активности.

Типы мужского сексуального поведения в браке:

«Мужчина-отец»: испытывает потребность покровительствовать, любит опекать, ищет подчинения и зависимости себе. Невысокий сексуальный потенциал компенсирует умело подобранной интимной обстановкой. В поведении женщины ценит способность быть слабой и беззащитной.

«Мужчина-мужчина»:

А) активный тип: склонен демонстрировать образцы «мужского поведения» (как он себе их представляет). С женщиной ведет себя резко демонстративно. Ориентируется только на свои желания. В сексе могут присутствовать элементы насилия. Женщине отводится роль «пассивного материала».

Б) Пассивный тип: стремится к сильной, независимой женщине. Он готов подчиняться, быть объектом выговоров, претензий.

«Мужчина-сын»: характерны несамостоятельность, желание подчиняться, капризность, незрелость, зависимость от женщины, хрупкость, нерешительность.

В зависимости от принадлежности к перечисленным выше типам, мужчина и женщина, соединяясь в брак, могут давать как гармоничный, так и негармоничный сексуальный союз.

Литература:

1. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

3. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. Хрестоматия // Сост. Л.Б. Шнайдер: в 2 ч. – Москва-Воронеж, 2004.