Технологическая планировка зон и участков

Технологическая планировка зон и участков - план расстановки постов, автомобиле – мест ожидания и хранения, технологического оборудования, подъемно – транспортного оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование.

Производственная зона СТОА начинается с зоны приемки – выдачи автомобилей, которая относится как к административной и коммерческой, так и к производственной части станции. К ней примыкает зона диагностирования.

контрольно – измерительное и диагностическое оборудование следует располагать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться как при приемке – выдаче автомобиля, так и при выполнении ТО и ремонта.

Планировочное решение зон ТО и ТР разрабатывается с учетом требований ОНТП и Ведомственных строительных норм предприятий по обслуживанию автомобилей (ВСН)

Таблица 4.1. Категории автомобилей по габаритным размерам

С учетом противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ:

а) моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО, кроме заправки автомобилей топливом;

б) постов ТО – 1, ТО – 2, Д – 1, разборочно – сборочных и регулировочных работ ТР;

в) постов Д – 2.

в одном помещении с постами ТО и ТР допускается размещать следующие участки: агрегатный, слесарно – механический, электротехнический, по изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря.

Посты мойки, уборки и других работ, комплекса ЕО при температуре наружного воздуха 0 °С и выше допускается предусматривать на открытых площадках или под навесом. Посты (линии) уборочно – моечных работ обычно располагаются в отдельных помещениях, что связано с характером выполняемых операций (шум, брызги, испарения).

Линии (посты) общего диагностирования (Д – 1) тормозов, углов установки управляемых колес, приборов освещения и сигнализации допускается размещать в одном помещении с постами ТО и ТР. Посты углубленного диагностирования (Д – 2), связанные с проверкой тягово – экономических качеств автомобилей, из – за повышенного шума при работе стенда следует располагать в отдельных изолированных помещениях.

Посты ТО – 1 могут располагаться в общем помещении с постами ТО – 2 и ТР. При поточной организации ТО – 1 линии располагают в обособленных помещениях.

Посты ТО – 2 можно располагать в общем помещении с постами ТО – 1 и ТР. При поточной организации ТО – 2 линии следует располагать или в обособленном помещении, или в общем помещении с линиями ТО – 1. В последнем случае ТО – 1 и ТО – 2 желательно выполнять на одной линии.

Посты ТР можно располагать в общем помещении с постами ТО – 1 и ТО – 2.

Площадь этой зоны составляет примерно 40 % общей производственной площади, а площадь склада запасных частей – 10 – 15 % общей площади. Специфика работ требует, чтобы 1 / 3 постов была оснащена подъемниками, 1 / 3 – ямами и 1 / 3 постов была напольной.

При размещении постов ТО и ТР необходимо руководствоваться нормируемыми расстояниями между автомобилями, а также между автомобилями и элементами здания (табл. 4.2), которые установлены в зависимости от категории автомобилей:

1. Продольная сторона автомобиля и стена

2. Продольная сторона автомобиля и технологическое оборудование

3. Торцевая сторона автомобиля и стена

4. Торцевая сторона автомобиля и технологическое оборудование

5. Автомобиль и колонна

6. Автомобиль и наружные ворота

7. Продольные стороны автомобилей

8. Торцевые стороны автомобилей

 

По взаимному расположению посты могут быть прямоточными и тупиковыми. Прямоточное расположение нескольких постов (рис. 6.2) используется для ЕО, ТО – 1 и ТО – 2 при поточном методе обслуживания автомобилей, а прямоточные одиночные (проездные и тупиковые) посты – для ТО и ТР при выполнении работ на отдельных постах.

Рис. 6.2. Схемы планировки зоны ТО при прямоточном расположении постов

При тупиковом расположении постов в зонах ТО и ТР расстановка постов может быть прямоугольной однорядной (рис. 6.3, а) и двухрядной (5), косоугольной (в), а также комбинированной однорядной (г) и двухрядной (д).

Рис. 6.3. Схемы планировки зоны ТО и ТР при тупиковом расположении постов: S – ширина проезда; а – угол установки относительно проезда

Следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ:

1) агрегатных, слесарно – механических, электротехнических;

2) испытания двигателей;

3) ремонта приборов системы питания бензиновых и дизельных двигателей;

4) ремонта аккумуляторных батарей;

5) шиномонтажных и вулканизационных работ;

6) кузнечно – рессорных, медницких, сварочных, жестяницких и арматурных работ;

7) деревообрабатывающих и обойных работ;

8) окрасочных работ.

Расстановка оборудования на участках (рис. 6.10) должна выполняться с учетом условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормативных расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами зданий.

Рис. 6.10. Планировка зоны производственного участка

1. Между боковыми и тыльными сторонами оборудования

2. Между оборудованием при расположении попарно

3. От стены, колонны до тыльной или боковой стороны оборудования

4. От стены, колонны до фронтальной стороны оборудования

Таблица 4.3. Нормируемые расстояния для размещения слесарного оборудования, мм

15. Компоновка производственно – складских помещений

Планировка (компоновка) производственно – складских помещений предприятия производится с учетом:

– требований, обусловливающих рациональное взаиморасположение производственных зон, участков и складов;

– противопожарных и санитарных требований, связанных – с размещением взрыво – и пожароопасных производств;

– основных положений по унификации объемно – планировочных решений зданий (конфигурация здания в плане, сетка колонн, направление пролетов и пр.).

Разработка планировки производственного корпуса автотранспортного предприятия (рис. 6.12) выполняется в следующей последовательности:

Рис. 6.12. Планировка производственного корпуса

– уточняется состав производственных зон, участков и складов, размещаемых в данном здании;

– определяется общая площадь здания;

– выбираются сетка колонн, строительная схема и габаритные размеры здания с учетом требований по унификации объемно – планировочных решений;

– при принятой строительной схеме прорабатываются варианты компоновочных решений производственного корпуса.

Взаимное расположение производственных помещений зависит от назначения, производственных связей, технологической характеристики выполняемых в них работ (однородны или неоднородны), строительных, санитарно – гигиенических и противопожарных требований.

В общем планировочном решении основными являются помещения для постов ТО и ТР. Расположение зон должно обеспечивать как последовательное прохождение автомобилями различных видов ТО, диагностирования и ТР (например: ЕО – ТО – 1; ЕО – ТО – 2; ЕО – Д – 1; ЕО – Д – 2; ЕО – ТР; ЕО – ТО – 1; ЕО – ТО – 2 – ТР), так и независимое. Указанные связи осуществляются через помещения хранения или посты ожидания.

При размещении предприятия в двух зданиях, из которых одно предназначается для хранения подвижного состава, а другое – для производства ТО и ТР, помещения для ЕО рекомендуется располагать в здании подвижного состава.

Одиночные посты и поточные линии диагностирования следует располагать так, чтобы после них автомобили могли проезжать в любую производственную зону непосредственно или через стоянку.

Зона постов ТР по характеру производственного процесса должна быть непосредственно связана со всеми вспомогательными производственными участками, которые обычно располагаются смежно с зоной ТР по периметру здания.

Характер отдельных видов работ, выполняемых на производственных участках, которые технологически связаны с постовыми работами данного вида ТО и ТР, позволяет выделить соответствующие посты и участки в определенные группы:

1. посты уборочно – моечных работ, помещения для насосной и сушки спецодежды, аппаратная (пульт управления), очистные сооружения;

2. посты ТО – 1 и ТО – 2, участки ремонта электрооборудования, ремонта приборов системы питания, аккумуляторный, склад смазочных материалов с насосной, промежуточная кладовая, посты Д – 1 и Д – 2;

3. посты разборочно – сборочных работ ТР, агрегатный участок, склад агрегатов, промежуточная и инструментально – раздаточная кладовые. К этой же группе относятся слесарно – механический участок и склад запасных частей и материалов;

4. посты ТР снятия и установки колес подвижного состава, шиномонтажный и вулканизационный участки, склад шин и камер;

5. кузнечно – рессорный и медницкий участки, склад металла;

6. сварочный и жестяницкий участки (с постами), арматурный участок, склады ацетилена и кислорода;

7. окрасочный участок с постами подготовки, окраски и сушки, краскоприготовительная, склад красок, насосная автоматического пожаротушения, очистные сооружения;

8. деревообрабатывающий участок (при необходимости с постом), обойный участок, склад пиломатериалов.

не допускается сообщение стоянки автомобилей с участками: аккумуляторным, вулканизационным, сварочным, медницким, деревообрабатывающим, обойным, окрасочным, и со складом масел.

Помещения, в которых выполняются работы по топливной аппаратуре и другие, требующие естественного освещения, следует располагать по наружному периметру здания.

В общем планировочном решении возможны различные варианты расположения постов ТО и ТР, а также помещений производственных участков (рис. 5.9). Расположение производственных участков и складов определяется их технологическим тяготением к основным зонам ТО и ТР.

Рис. 5.9. Варианты расположения постов и производственных помещений (последние заштрихованы)

 

Однородный характер отдельных видов работ, выполняемых на производственных участках, которые технологически связаны с постовыми работами данного вида ТО и ТР, позволяет выделить соответствующие посты и участки в определенные группы (рис. 5.10):

Рис. 5.10. Группирование производственных участков и их связи с основными производственными зонами

 

Вспомогательные помещения – отдел управления производством, комнаты мастеров, комнату отдела технического контроля – размещают максимально приближенными к производственным участкам.

Помещения технического назначения (вентиляционные камеры, тепловые пункты и др.) располагают в той части здания, со стороны которой наиболее близко проходят подводящие инженерно – энергетические коммуникации.

Число ворот в здании для выезда (въезда), на первом этаже должно приниматься в зависимости от числа автомобилей в помещении: до 25 автомобилей – одни ворота, от 25 до 100 – двое ворот, а более 100 – дополнительно одни ворота на каждые 100 автомобилей.

Наружные ворота необходимо предусматривать в помещениях для окрасочных и сварочных работ, а также в помещении склада запасных частей и агрегатов.