Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке автосервиса

Снабжение, резервирование и эксплуатация

Трудовые ресурсы

Организация ТО и ремонта

3.1. Показатель соблюдения нормативной периодичности ТО-1

3.2. Показатель соблюдения нормативной периодичности ТО – 2

3.3. Количество выполненных ТО – 1 за год

3.4. Количество выполненных ТО – 2 за год

3.5. Периодичность проведения ТО – 1

3.6. Периодичность проведения ТО – 2

4.1. Доля работ по ТО и ТР, выполненных водителем автомобиля

4.2. Количество КР или восстановительных ремонтов автомобилей, приходящихся на один автомобиль

4.3. Количество производственных рабочих, приходящихся на 1 млн км пробега обслуживаемого парка

4.4. Обеспеченность предприятия ремонтными рабочими на один приведенный автомобиль

4.5. Удельные затраты на заработную плату производственных рабочих на один приведенный автомобиль

4.6. Среднегодовая заработная плата производственных рабочих

4.7. Средний тарифный разряд производственных рабочих

4.8. Удельный вес высококвалифицированных производственных рабочих в общем составе

4.9. Удельный вес производственных рабочих на предприятии

4.10. Средний стаж вождения автомобилей водителей обслуживаемого парка

4.11. Среднегодовой размер премии производственных рабочих

4.12. Текучесть кадров по производственным рабочим

4.13. Обеспеченность водителями на один автомобиль (или соотношение числа водите лей и числа автомобилей)

5.1. Продолжительность эксплуатации автомобиля в сутки

5.2. Коэффициент использования пассажировместимости или грузоподъемности

5.3. Коэффициент использования пробега

5.4. Коэффициент полезной работы

5.5. Среднесуточный пробег

5.6. Средняя протяженность маршрута

5.7. Удельный вес государственных автомобилей в обслуживаемом парке

5.8. Соотношение государственных автомобилей и автомобилей, принадлежащих гражданам в обслуживаемом парке

5.9. Эксплуатационная скорость

6. Дорожно – климатические условия эксплуатации

6.1. Удельный вес грунтовых дорог общей протяженности дорог для района, где эксплуатируются автомобили

6.2. Обобщенный показатель эффективности


Кроме цены, на формирование спроса на услуги автосервиса оказывает влияние ряд факторов.

1. Парк автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан и в собственности организаций – общая численность, распределение по маркам и моделям. производство автомобилей (мощности отечественного автомобилестроения); экспорт и импорт; уровень продаж; цены; доступность; доходность населения.

2. Интенсивность эксплуатации автомобилей, зависящая от пробега с начала эксплуатации («возраста» автомобиля) и среднегодового пробега.

3. Качество и комплектность оказываемых автосервисных услуг. Чем выше уровень предлагаемых услуг и больше их номенклатура, тем меньше работ осуществляется населением в порядке самообслуживания, выше доля работ, приходящихся на предприятия автосервиса.

4. Плотность размещения СТО и других предприятий системы обслуживания автотранспорта и автовладельцев.

5. Доходы потребителей и уровень цены на услуги автосервиса. В ряде случаев -возникновение потребности в услугах, повышающих уровень комфорта в автомобиле, – установка кондиционера, автоматической коробки передач, подогрев сиденья и т. д.

6. Состояние дорожной сети: протяженность и плотность автомобильных дорог, их состояние.

7. Надежность конструкции и качество автомобилей, т. е. эксплуатационные качества автотранспортных средств. Данный фактор имеет обратное воздействие на уровень спроса.

8. Качество горюче – смазочных материалов и запчастей.

9. Доступность автосервисных услуг. существенное значение имеет проблема размещения СТО, которые должны быть территориально приближены к клиенту.

10. Условия эксплуатации автомобилей (условия хранения, квалификация водителей, интенсивность дорожного движения). открытый способ хранения автомобилей (в зимний период) по сравнению с хранением в закрытых или отапливаемых помещениях (гаражах) увеличивает объем ремонтных работ на 20 – 40 %.

По результатам исследований, число случаев ремонта автомобиля у достаточно квалифицированного водителя в два раза меньше, чем у менее опытного.

11. Комплекс социальных условий (демографическую характеристику населения, структуру занятости, среднее преодолеваемое расстояние и транспортная подвижность населения в совокупности с развитостью сети общественного транспорта). Чем выше образованность и культурный уровень автовладельцев, тем более высокие требования предъявляются к качеству работы и обслуживания на предприятиях автосервиса. Этот же фактор косвенно влияет на возрастную и марочную структуру автомобильного парка.

На предложение автосервисных услуг, влияет ряд факторов макроуровня, формирующих внешние условия для организации данного бизнеса и его привлекательности [26].

1. Наличие адекватной нормативно – правовой базы. Развитие и совершенствование нормативно – правовой базы, регламентирующей лицензирование и сертификацию услуг автосервиса, регулирующей отношения между государственными, налоговыми органами, участниками автомобильного рынка, страховыми и кредитными организациями при отсутствии излишних административных барьеров благоприятно воздействует на предложение услуг предприятиями автосервиса.

2. Развитие технологии и разработка нового оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей. Внедрение новых технологий технического обслуживания и ремонта и нового оборудования приводит к расширению номенклатуры оказываемых услуг (ремонт энергетических систем, диагностика автомобиля и т. п.).

3. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Качество персонала – его профессиональный (технический и сервисный) уровень – влияет на качество услуг автосервиса. Наличие квалифицированного персонала делает автосерсисные предприятия конкурентоспособными и позволяет быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, изменяя предложение тех или иных видов услуг. Рост количества специалистов в данной отрасли приведет к увеличению новых видов услуг с применением сложного оборудования, например диагностического.

4. Наличие или отсутствие нормально функционирующей системы инвестирования и кредитования автосервисных предприятий. Поддержка малого предпринимательства (большинство автосервисных предприятий относится к данному сектору экономики) государством, развитие лизингового и банковского кредитования коммерческими банками способствуют увеличению количества предприятий автосервиса, расширению их производственной базы. Это, в свою очередь, приводит к увеличению предложений на рынке автосервисных услуг.

5. Налоговый климат в целом и в данной сфере деятельности. Повышение налогов является тормозом в развитии предприятий, их модернизации и расширении. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на возможности предоставления новых видов автосервисных услуг. Руководство предприятия вынуждено в некоторых случаях пойти на сокращение номенклатуры услуг. Таким образом, изменение налогообложения в целом приводит к изменению предложений на рынке автосервисных услуг.

Изменение хотя бы одного из перечисленных выше факторов приводит к изменению предложения на рынке автосервисных услуг.