Особенности организации системы ТО и Р автомобилей
Предприятия по утилизации элементов конструкции автомобилей после завершения эксплуатации
Предприятия самообслуживания
Предприятия автосервиса придорожного комплекса
На автомобильных магистралях с большой интенсивностью движения площадки отдыха на 3 – 5 автомобилей предусматриваются через 5 – 10 км на каждой стороне дороги. Более крупные стоянки оборудуются через 25 – 30 км.
Придорожная система обслуживания водителей и их автомобилей включает дорожные СТО, АЗС, мотели и кемпинги.
Мотели – специальные гостиницы для автомобилистов. при них имеются гаражи – стоянки для автомобилей.
Кемпинги – лагеря – стоянки для автотуристов. организуются в местах летнего отдыха, а также вблизи городов и на их территориях.
до 25 % владельцев по несложным работам хотят и могут самостоятельно обслуживать свои автомобили, но не могут реализовать эти возможности. В связи отсутствием необходимого оборудования, приобретать которые для ТО и Р невыгодно, к выполнению данных работ предъявляются высокие экологические, противопожарные, санитарно – технические требования,
Принцип самообслуживания в том, что клиенту за определенную плату предоставляется рабочее место, оборудование и инструмент для выполнения ТО и Р автомобиля, стоимость работ обходится на 70 – 80 % дешевле, чем при выполнении их персоналом станции.
Организацию работ и контроль за соблюдением порядка осуществляет техник – консультант. который может давать советы при выполнении работ.
Перед началом работ клиент проходит инструктаж по технике безопасности, Затем владелец под наблюдением техника устанавливает свой автомобиль на рабочий пост и получает инструмент.
Создание постов и участков самообслуживания позволяет предпринимателям увеличить объем услуг и прибыль, а владельцам автомобилей – сэкономить свое личное время и сократить расходы на обслуживание автомобилей.
Автомобиль является сложным техническим изделием, детали и элементы которого изготовлены из десятков различных материалов.
перечень функций предприятий по разборке и подготовке автомобилей к утилизации:
– доставка на пункт разборки;
– определение остаточной стоимости и выплата ее части автовладельцу;
– слив масел и специальных жидкостей из агрегатов и систем;
– разборка автомобилей и сортировка деталей по видам материалов;
– определение деталей, годных к эксплуатации;
– прессование объемных деталей;
– сдача (продажа) различных видов материалов на соответствующие перерабатывающие предприятия;
– продажа по умеренным ценам подержанных деталей.
Сервис (сервисная система) – это совокупность средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффективному использованию, обеспечению работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств в течение всего срока их службы.
Техническую эксплуатацию автомобилей определяют следующие особенности:
1. Значительный средний возраст и большой срок службы автомобилей. В России средний возраст автомобилей составляет 9,7 лет. Средняя наработка с начала эксплуатации составляет 100 – 105 тыс. км. Около 39% автомобилей имеют наработки более 10 лет, а 13% – более 15 лет.
2. Отсутствие достоверной и полной информации о содержании и времени проведения работ ТО или ремонта, расходе запасных частей, качестве используемых эксплуатационных материалов и условиях эксплуатации.
3. Обслуживание автомобилей вне существующей сервисной системы – своими силами, с использованием простейших приемов контроля технического состояния, проведения ТО и устранения отказов и неисправностей.
4. Отсутствие собственной производственной базы и условий для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Во всем мире господствует принцип: кто автомобиль производит, тот и обеспечивает его обслуживание. Поэтому каждая фирма, желающая функционировать на автомобильном рынке, создает свою сеть предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. В условиях конкуренции нет возможности заставить клиента воспользоваться услугами только того предприятия, которое принадлежит фирме – изготовителю автомобилей.
Значительная вариация надежности, сроков службы, условий и режимов эксплуатации автомобилей, уровня жизни и предпочтений владельцев предопределяют функционирование на рынке сервисных услуг разнообразных предприятий:
Рис. Основные организационные формы ТО и ремонта
1. На специализированных предприятиях фирмы-изготовителя
2. На специализированных предприятиях фирм-поставщиков комплектующих
3. На независимых специализированных предприятиях
4. Покупателем на собственной ПТБ
Фирменные системы, организуемые производителями, работают по договору с заводами – изготовителями. Согласно договору эти предприятия приобретают у производителя автомобили и запасные части по оптовой цене, а продают с наценкой. Полученные средства расходуются на развитие предприятия, создание складов запасных частей. Дилер обязан продавать определенное количество автомобилей и проводить их гарантийное обслуживание в соответствии с заводской документацией, использовать запчасти и материалы, отвечающие требованиям производителя.
Независимые сервисные предприятия являются самостоятельными хозяйственными субъектами, не связанными непосредственно с производителями автомобилей, могут быть комплексными (40 – 50%) и специализированными (50 – 60%).
Показатели | Дилерские предприятия | Независимые сервисные предприятия | Само–обслуживание | На постах АЗС | Прочие |
Объемы услуг, % | |||||
Трудоемкость ТО | |||||
Трудоемкость ТР |
Владелец может выбрать любую стратегию обеспечения работоспособности автомобиля:
1) следование рекомендациям завода – изготовителя в течение всего или части срока эксплуатации автомобиля с их реализацией на уполномоченных сервисных предприятиях;
2) выполнение конкретных видов ТО, ремонта или отдельных видов работ на независимых сервисных предприятиях;
3) выполнение части работ вне существующих сервисных предприятий: своими силами или привлекая независимых специалистов – исполнителей. Гарантия качества выполненных работ в этом случае отсутствует.
Клиент обращается на сервисные предприятия для выполнения относительно сложных и трудоемких работ.
Трудоемкость, чел*ч | до 2 | от 2 до 8 | более 8 |
Доля в потоке требований, % | |||
Доля трудоемкости, % |
В основу развития существующей дилерской сети должна быть положена концепция сочетания трех стратегий: продажа автомобилей, продажа запасных частей, сервис.