ПОНЯТИЯ НАЛОГА И СБОРА

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЕЕ УРОВНЯ

ПОНЯТИЯ НАЛОГА И СБОРА

ПЛАН ЛЕКЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

ТЕМА 3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Понятия налога и сбора в Налоговом кодексе РФ: их общность и различия. Состав налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами. Налоговая нагрузка организации и методы расчета ее уровня. Собираемость налогов и расчет ее уровня. Задолженность по налогам и сборам (недоимка и другие составляющие). Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги. Местные налоги Специальные налоговые режимы. Налогообложение резидентов особых экономических зон.

 

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами.

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение искомому понятию:

«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В российское понятие «налог» заложены различные юридические нормы, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога — односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога — обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога: 1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета; 2) налог — это одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям. Выбор одного из указанных подходов зависит от особенностей национального законодательства.

В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей - реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. В настоящее время в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового обязательного платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса делается следующее определение:

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных нрав или выдачу разрешений (лицензии)».

Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи и разовые изъятия.

Неналоговый платеж (квазиналог) — обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

Разовые изъятия — платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

В современной налоговой системе России действуют три вида налогов и сборов: федеральные, региональные, местные.