Требования к политическим партиям

Назначение выборов

Российская Федерация принадлежит к числу государств с наиболее устойчивой, стабильной избирательной системой. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации проходили в установленные законом сроки. После принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации лишь однажды в истории современной России (в 2000 году) Президента Российской Федерации выбирали досрочно.

Начиная с марта 2006 года, был осуществлен переход к двум единым дням голосования (такая система завершилась выборами 14 октября 2012 года). С 2013 года Федеральным законом установлен один единый день голосования в субъектах Российской Федерации – второе воскресенье сентября, в предстоящем году – 8 сентября.

А, например, в Палату депутатов Итальянской Республики в 1992–2008 гг. досрочные выборы назначались трижды. ВЯпонии, где досрочный роспуск Палаты представителей является важным политическим инструментом, в 1993–2009 гг. выборы депутатов Палаты представителей проводились шесть раз, из них досрочно – четыре раза. По мнению ряда исследователей, правящие партии Японии стремятся провести выборы не только тогда, когда имеют шансы укрепить или максимально сохранить свои позиции на фоне внешней конъюнктуры, но и назначают выборы на наиболее благоприятный для своего электората период. Например, до недавнего времени Либерально-демократическая партия Японии стремилась распустить Палату представителей таким образом, чтобы день голосования пришелся на время, удобное для наиболее консервативно настроенной части населения (крестьян). Например, выборы назначались на время после сбора урожая или на религиозные праздники, когда население не было занято на сельскохозяйственных работах.

***

Основные направления для нынешнего этапа модернизации российской избирательной системы были сформулированы в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Эти изменения затрагивают все области политической жизни страны.

 

В Российской Федерации к выборам депутатов Государственной Думы в 2011 году было зарегистрировано 7 политических партий. В результате была несколько ограничена возможность для политически активных граждан страны осуществить политический выбор, соответствующий их гражданской позиции, интересам, социальному статусу и т.д. Таким образом, назрел вопрос о либерализации требований к созданию политических партий. Президентом Российской Федерации в декабре 2011 года предложено снизить минимальную численность членов политических партий до 500 человек 1. Естественно было бы предположить, что число партий возрастет.

Отменены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

С учетом указанных изменений с 1 января 2013 года политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях. Введены и иные новации.

Либерализация законодательства о партиях, избирательного законодательства повысила градус политической активности. На выборах, проводившихся 14 октября 2012 года, правом участия в избирательных кампаниях в зависимости от даты опубликования решения о назначении выборов в конкретном субъекте Российской Федерации и вида выборов, обладали 28 политических партий, из них 20 – зарегистрированных в 2012 году и еще одна – изменила название. 26 политических партий воспользовались своим правом принимать участие в выборах, которые проводились 14 октября т.г. Однако действия далеко не всех из них были результативны. Тем не менее следует подчеркнуть, что новые партии отнюдь не плохо проявили себя на муниципальных выборах в ряде регионов.

В Минюст России было подано более 200 заявок от оргкомитетов по созданию новых политических партий. На сегодняшний день зарегистрировано 43 политических партии, из них 7 – политические старожилы, а в выборах вправе принимать участие 31 российская политическая партия.

По-разному решается в мировой практике вопрос о требованиях к численности членов политических партий. ВВеликобританиизарегистрировано более 400 политических партий. В СШАборьба на президентских выборах, как правило, проходит между двумя крупнейшими политическими силами США – Демократической и Республиканской партиями. Но помимо них в США действуют ещё 38 федеральных так называемых «третьих» или «малых» партий, в частности, Конституционная партия, Либертарианская партия, Партия зеленых, Партия справедливости, не считая региональных политических партий, таких как Вермонтская прогрессивная партия, а также других политических партий, как минимум, в 18 штатах.

Требования к регистрации партий достаточно «мягкие». Например, в Великобритании вообще не оговорен минимальный численный состав партий, в Канаде для регистрации партии необходимо 250 человек.

В ряде государств до сих пор не применяется регистрация политических партий в качестве юридических лиц. В Италиипартии регистрируются Министерством внутренних дел только при проведении выборов и только как участники выборов; для регистрации политической партии представляется эмблема, название политической партии, список кандидатов и лицо, его возглавляющее, а также предвыборная программа. Процедура регистрации политических партий не предусмотрена и в Бельгии, где партии также не являются юридическими лицами. В Японииотносительно недавно введена процедура юридической регистрации партий.

В ряде государств отсутствуют формальные требования к численности партий. Например, в Швеции партией фактически является любое объединение или группа избирателей, участвующая в выборах под определенным наименованием. Регистрация партий носит уведомительный характер, но для участия в выборах необходимо собрать определенное количество подписей. На выборах в Ригсдаг (парламент Швеции) – 1500 подписей избирателей. Однако подобная система приводит и к негативным последствиям. В Швеции применяется система голосования, схожая, например, с французской, – для каждой партии или кандидата выпускается отдельный бюллетень с ее наименованием (при этом бюллетень не является документом строгой отчетности). Избиратель помещает этот бюллетень в конверт и затем уже конверт опускает в ящик для голосования. Поскольку заказ бюллетеней возлагается на партии (хотя процесс их печати централизован и субсидируется государством), возможны случаи, когда на ряде участков отсутствуют бюллетени тех или иных партий. Здесь результативность участия партий в выборах зависит, в том числе и от их собственной оперативности и ответственности.

В Финляндии минимальная численность партии составляет всего 3 человека, однако для участия в выборах партии необходимо представить не менее 5 000 подписей избирателей в свою поддержку. Регистрация партии для участия в выборах аннулируется, если в ходе двух последних избирательных кампаний партия не была допущена к распределению мандатов.

Приведу примеры, характеризующие политическую систему наших соседей на постсоветском пространстве. ВКазахстане минимальная численность партии составляет не менее 40 000 человек, Республике Украина – не менее 10 000, Армении – 2 000, Грузии – 300.

Вне сомнения действуют различные факторы и различный их набор. Тем не менее отношение достаточно либеральное, без излишних усложнений, и все же достаточно подконтрольное.