Все пассажирские вагоны оборудуются кранами экстренного торможения (стоп-кран). Их в вагоне не менее трех.
Тормозная магистраль соединяет локомотив и вагоны в одну общую сеть. Она представляет собой трубу, проходящую под кузовом вагона от одной концевой балки до противоположной. По концам на неё навертываются концевые краны, на которые в свою очередь навернуты соединительные резиновые рукава с головками.
Детали рычажной тормозной передачи.
Компрессор служит для выработки сжатого воздуха и нагнетания его в резервуары. Основные пневматические приборы тормоза – воздухораспределители, которыми оборудуются все единицы подвижного состава, и краны машиниста, устанавливаемые только на локомотивы. Тормозные системы единиц подвижного состава связаны между собой тормозной магистралью с гибкими соединительными рукавами и концевыми кранами.
Для приведения в действие ручного тормоза необходимо вращать по часовой стрелке штурвал, в результате чего колодки прижимаются к колесам. При вращении штурвала против часовой стрелки колодки отходят от колес и происходит отпуск тормозов.
Отличие пассажирских тормозов от грузовых: пассажирские быстродействующие, затормаживают вагоны в течение 6-7 сек.
К саморасцепу автосцепок также может привести попадание посторонних предметов в карман автосцепки.
Разность по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок локомотива и первого пассажирского вагона более 100 мм, разность между продольными осями автосцепок смежных вагонов, курсирующих со скоростью не более 120 км/с – более 70 мм, со скоростью свыше 120 км/ч – более 50 мм.
Тормозное оборудование пассажирского вагона
В зависимости от способа приведения в действие тормоза разделяются на ручные, пневматические (воздушные) и электропневматические. При ручном тормозе сила торможения создается в результате приложения усилия человека, а при пневматическом с помощью приборов, работающих сжатым воздухом. Электропневматические тормоза отличаются от пневматических тем, что управление ими производится при помощи электрического тока, прижатие же тормозных колодок к колесам осуществляется сжатым воздухом.
Тормозная система поезда состоит из компрессора (на локомотиве), пневматических приборов (на вагонах и локомотиве) и механической части (рычажная тормозная передача).
Основные узлы тормозной системы пассажирского вагона:
тормозная магистраль,
пневматический воздухораспределитель усл. № 292-001,
электропневматический воздухораспределитель усл. № 305-000,
тормозной цилиндр,
запасный резервуар,
выпускной клапан,
разобщительный кран,
стоп-кран,
концевой кран,
двухпроводная система ЭПТ,
ручной тормоз,
соединительный рукав,
Схема расположения тормозных приборов на пассажирских вагонах