Диаметр колеса, толщину обода и прокат замеряют по кругу катания колеса.
Шейки предназначены для размещения подшипников, предподступичные части – лабиринтных колец буксы, подступичные части – ступиц колес.
У вагонной оси имеются две шейки, две предподступичные и две подступичные части, а также средняя часть.
Оси РУ1Ш имеют на торцах четыре резьбовых отверстия (М20) для крепления болтами приставной шайбы.
Оси РУ1 имеют на концах резьбовую часть для торцевых гаек, а на торцах – пазы с двумя резьбовыми отверстиями (М12) для размещения стопорных планок и крепления их болтами.
Ось представляет собой стальной брус круглого, переменного по длине поперечного сечения.
Колесная пара состоит из оси и 2 колес. В настоящее время применяются 2 типа колесных пар: РУ1-950 и РУ1Ш-950, где Р – роликовая КП, У- унифицированная, 950 – мм диаметр колес, Ш – крепление шайбой.
Тележка КВЗ-ЦНИИ выпускается двух типов – I и II в зависимости от количества гидравлических гасителей колебаний с одной стороны тележки.
Надрессорная балка сварная, коробчатого сечения. В средней части балки установлен подпятник для соединения с пятником кузова. Между пятником и подпятником имеется зазор 16 мм. Пятник кузова и подпятник тележки соединены замковым шкворнем, который служит осью вращения тележки относительно кузова при прохождении кривых участков пути и предупреждает отрыв тележки от кузова. К надрессорной балке приварены две коробки для опорных скользунов и вертикальные скользуны, а также кронштейны для поводковых устройств и гасителей колебаний.
Колеса крепятся на вагонной оси. Наиболее распространенным в практике вагоностроения является вариант неподвижного соединения колес с осью.
Колесо цельнокатаное имеет обод, диск и ступицу. Ширина обода 130 мм. На расстоянии 70 мм от внутренней грани обода колеса находится круг катания. Профиль поверхности катания характеризуется наличием гребня и конической поверхностью с конусностью 1:7 и 1:20, а также фаской 6мм*45 градусов. Конусность 1:20 центрирует КР при движении по прямым участкам пути и облегчает прохождение кривых участков, а конусность 1:7 помогает прохождению стрелочных переводов.
Неисправности колесных пар
Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части колесной пары, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
- толщина гребня при скоростях движения до 120 км/ч более 33 мм или менее 25 мм при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня (при скоростях движения более 120 км/ч – более 33 или менее 28 мм);
- прокат по кругу катания у колесных пар с редукторно-карданным приводом от торца шейки оси более 4 мм, у пассажирских вагонов дальнего следования более 7 мм, в поездах пригородного и местного сообщения более 8 мм;
- неравномерный прокат по кругу катания 2 мм и более, а у колесных пар с приводом генераторов всех типов – 1 мм и более;
- вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый шаблоном подреза гребня;
- ползун (выбоина) глубиной более 1 мм;
- протертость средней части оси глубиной более 2,5 мм;
- следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
- сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси;
- выщербины по поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 25 мм;
- кольцевые выработки глубиной у основания гребня и на уклоне 1:20 - более 1 мм, на уклоне 1:7 – более 2 мм или шириной более 15 мм;
- местное уширение обода колеса (раздавливание) более 5 мм;
- поверхностный откол наружной грани обода колеса глубиной более 10 мм, или ширина оставшейся части в месте откола менее 120 мм, или наличие в месте откола трещины, идущей вглубь металла;
- повреждение поверхности катания колеса, вызванное смещением металла («навар») высотой более 0,5 мм;