ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И СТЕНДЫ ДЛЯ ГЛУХИХ МУФТ

Класс 1. Глухие (нерасцепляемые) муфты.

ИСПЫТАНИЯ МУФТ

Назначение, классификация, конструкции.

Основное назначение муфт – соединение валов и передача вращающего момента.

Существуют: класс 1 глухие(нерасцепляемых) муфт, обеспечивающих постоянное соединение валов. Различают Жесткие, Компенсирующие, Упругие.

Класс 2 управляемые.Управляемые муфты соединяют (разъединяют) агрегаты машин по некоторой команде.

Класс 3 самоуправляемые(самодействующие). Самоуправляемые муфты срабатывают автоматически, соединяя или разъединяя валы в зависимости от специфики работы машины и принципа действия муфты.

Основная характеристика нагруженности муфты - вращающий момент Т, Н·м.

Обычно расчетный вращающий момент Т на муфте определяют в зависимости от динамических свойств машины, т.е. величиной динамической составляющей вращающего момента на муфте:

Т = Тн + Тд = Тн (1+Тд / Тн ) = к Тн ,

где Тн – номинальный момент (среднее значение длительно действующего момента) обычно приближенно определяют по потребляемой мощности двигателя и по частоте вращения;

Тд – динамический момент (среднее значение переменной составляющей момента в установившемся движении или наибольшее значение момента в переходном процессе, пуск или торможение);

к - коэффициент динамичности.

При ориентировочных расчетах приближенно принимают:

- для машин с небольшими разгоняемыми массами и небольшой переменной нагрузкой (конвейеры, транспортеры, металлорежущие станки) к = 1,0 – 1,5;

- для машин со средними разгоняемыми массами и средней переменной нагрузкой (поршневые компрессоры, строгальные станки, мельницы) к = 1,5 – 2,0;

- для машин с большими разгоняемыми массами и значительной переменной нагрузкой в виде ударов (молоты, прокатные станы, шаровые мельницы) к = 2,5 – 3,0 .

1.1.Жесткие муфты

Втулочные муфты. Втулочная муфта представляет собой втулку надеваемую с зазором на концы валов. Муфта отличается малыми габаритами по диаметру, но усложняет монтаж из-за необходимости больших осевых смещений соединяемых агрегатов. Материал втулок – конструкционная сталь (ст.5, ст.3).

Фланцевые муфты. Фланцевая муфта состоит из двух одинаковых полумуфт, выполненных в виде ступицы с фланцем. Фланцы соединяют болтами. Различают два конструктивных исполнения:

 

1.2.Компенсирующие муфты.

Свойства и назначение компенсирующих муфт.

Зубчатые муфты.Сдвоенная зубчатая муфта состоит из двух одинаковых ступиц 1 (втулок), имеющих внешние зубчатые венцы и двух одинаковых обоим 2 с внутренними зубчатыми венцами. Обоймы стянуты болтами 3 , равномерно расположенными по окружности. В крышках 4 , закрывающих внутреннюю полость муфты, расположены специальные резиновые уплотнения [32] , удерживающие жидкую смазку внутри муфты. Пробка 5 служит для заливки в муфту масла. Пояски 6 на втулках служат для контроля соосности валов, а резьбовые отверстия – для крепления стоек индикатора. Число зубьев и их размеры подобраны так, чтобы зубья венца втулки располагались с некоторым зазором между зубьями обоймы, образуя зубчатые соединения. Зубья втулок и обойм имеют эвольвентный профиль с углом профиля  = 20° и коэффициентом высоты головки зуба ha* = 0,8. Центрирование обоймы осуществляют по вершинам зубьев втулок. Предусмотрено два исполнения зубьев втулок: бочкообразный и прямолинейный зуб.

Бочкообразный зуб более сложен в изготовлении, чем прямолинейный (нарезание зубьев возможно лишь на специальном станке). Однако муфта с бочкообразными зубьями допускает значительно больший угол поворота   1° 30 ' , по сравнению с муфтой с прямолинейными зубьями   15 '.

Шарнирные муфты.В шарнирных муфтах использован принцип действия шарнира Гука. Эти муфты служат для передачи вращающего момента между валами с большими углами перекоса   40-45° , изменяющимися во время работы.

Муфта (рис. 19.6а) состоит из двух одинаковых полумуфт 1 и 2 в виде ступицы с вилкой (вилки полумуфт повернуты на 90°) и крестовины 3, соединяющей полумуфты. Крестовина соединена с вилками полумуфт шарнирами. Это обеспечивает свободу поворота каждой полумуфты относительно крестовины.

Комбинация двух муфт, соединенных промежуточным валом переменной длины позволяет соединять валы, имеющие радиальные смещения и значительные углы перекоса (рис. 19.6б).

Следует подчеркнуть, что для обычной муфты выполненной по схеме рис.19.6а, при угловом смещении валов, ведомая полумуфта 2 вращается неравномерно при равномерном вращении ведущей полумуфты 1. На рис. 19.7 показаны угловые скорости для двух положений муфты (во втором положении муфта повернута вокруг оси вращения на 90°). Учитывая, что при вращении валов крестовина периодически поворачивается относительно вилок полумуфт из плана угловых скоростей можно написать

2max= 1/ cos  ; 2min =1· cos .

Таким образом, за один оборот муфты угловая скорость ведомой полумуфты дважды становится больше и дважды меньше угловой скорости ведущей полумуфты.

Имеются конструкции “синхронных” шарнирных муфт [32], у которых при угловом взаимном смещении полумуфт обе полумуфты вращаются с одинаковой угловой скоростью

 

1.3. Упругие муфты.

Торообразная муфта. Упругие муфты отличаются наличием упругого элемента и являются универсальными в том смысле, что, обладая некоторой крутильной податливостью, эти муфты так же являются компенсирующими.

 

Муфта с резиновой конической шайбой. Резиново-металлический упругий элемент 6 крепят к полумуфтам 1 и 2 винтами 5 равномерно расположенными по окружности. Современные способы вулканизации резины к металлу позволяют получить прочность соединения не ниже прочности самой резины. Вулканизация резины к металлу является предпочтительным способом крепления, так как отсутствует концентрация напряжения краев упругого элемента к металлу. Муфта не обладает высокими компенсирующими свойствами, однако ее с успехом применяют в приводах машин для гашения вредных крутильных колебаний. Меняя угол конуса можно получить необходимую крутильную жесткость муфты

Муфты с металлическими упругими элементами. Эти муфты обладают меньшими габаритами, хорошо работают при изменениях температуры в большом диапазоне. Однако они сложны по конструкции, дороже, требуют ухода при эксплуатации

Класс 2. Муфты сцепные управляемые

Сцепные муфты соединяют и разъединяют неподвижные или вращающиеся валы по управляющей команде. Эти муфты делят на муфты с профильным замыканием (кулачковые) и на фрикционные. Последние широко используют при необходимости изменения режима работы машины без остановки двигателя.

Муфты сцепные кулачковые.Эти муфты применяются для передачи больших вращающих моментов при нечастых включениях. Они имеют значительно меньшие габаритные размеры и массу, чем фрикционные муфты сцепления. Однако они соединяют валы, угловые скорости которых равны или незначительно различаются. При этом требуется точная соосность соединения полумуфт.

На рис изображена муфта с торцевыми кулачками и некоторые профили кулачков. Выбор формы кулачков определяется в основном условиями включения муфты (одинаковые угловые скорости полумуфт или несколько различные) и передаваемой нагрузкой.

Материал кулачковых муфт должен обеспечивать высокую твердость рабочих поверхностей кулачков. Используют стали марок: 20Х, 12ХН3А с цементацией и закалкой до твердости 54 – 60 НRCэ. При частых включениях используют стали: 40Х, 40ХН, 35ХГСА с закалкой рабочих поверхностей зубьев до твердости 40 – 45 НRCэ.

Муфты сцепные фрикционные.Эти муфты передают вращающий момент за счет сил трения на рабочих поверхностях, создаваемых плавным прижатием рабочих (фрикционных) поверхностей. Меняя силу прижатия, можно регулировать момент сил трения. За время включения фрикционной муфты рабочие поверхности проскальзывают

Класс 3. Муфты сцепные самоуправляемые

Эти муфты соединяют или разъединяют валы автоматически при наступлении особых условий в работе машины.

В зависимости от выполняемых функций эти муфты разделяют на несколько типов.

Муфты предохранительные. Эти муфты являются предохранителем дорогих деталей в машинах (зубчатые колеса, валы и др.) от случайных перегрузок. Перегрузки могут быть вызваны: особенностями рабочих процессов машин (дробильные, землеройные и др.); изменением условий работы машины (прекращение подачи смазочного материала, появление заедания и др.); условиями работы машин (ударного действия).

Муфты свободного хода. Эти муфты служат для передачи вращающего момента только в одном направлении, когда угловые скорости ведущей и ведомой полумуфт равны. Если угловая скорость ведомой полумуфты превысит угловую скорость ведущей полумуфты, муфта автоматически разъединит соединенные агрегаты.

По принципу действия эти муфты делят на фрикционные и храповые. Наибольшее распространение получили первые благодаря бесшумности, малому “мертвому ходу”, способности работать при высоких окружных скоростях. Поэтому рассмотрим принцип действия и конструкции только фрикционных муфт.

Муфты центробежные (пусковые).Для запуска машин с большими разгоняемыми массами (транспортирующие машины, центрифуги, вентиляторы и т.д.) необходимо применять мощные двигатели, развивающие большой вращающий момент при запуске и работающие после этого с большой недогрузкой при стационарном рабочем режиме машины. Это существенно удорожает стоимость машины и ее эксплуатации. В этих случаях весьма целесообразно применять центробежные муфты.

Испытания глухих (нерасцепляемых) муфт проводят для определения одной или нескольких характеристик муфт, к кото­рым относятся:

1. -несущая способность по статической и усталостной прочности и износоустойчивости;

 

2. -потери энергии и нагрев муфты;

 

3. -допустимая частота вращения;

 

4. -крутильная жесткость, линейность характеристики, демпфи­рующая способность;

 

5. -компенсационная способность (податливость при осевых, попе­речных и угловых смещениях осей валов, максимальные допусти­мые смещения, нагрузки на валы и опоры).

1. Для нахождения несущей спо­собности постоянных муфт в процессе испытания определяют усталостную прочность или износоустойчивость. Применяемые при этом стенды и машины можно объединить в следующие группы:

 

-с нагружением вращающихся муфт тормозом или нагрузоч­ным генератором;

 

-с замкнутым контуром, в которых крутящий момент замы­кается внутри контура;

 

-с инерционной нагрузкой, в которых муфты испытываются в режиме пуска или торможения;

 

-с невращающейся муфтой, нагружаемой знакопеременным крутящим моментом;

 

-с невращающейся муфтой, в которых посредством кругового поступательного движения оси одной полумуфты имитируется нагрузка на муфту от смещения осей.

В стендах с нагружением муфт тормозом (нагрузочным генера­тором) или посредством замкнутого контура действительные усло­вия работы муфты при стационарных режимах воспроизводятся наиболее полно.

Для определения усталостной прочности и износоустойчи­вости муфт, работающих в режиме частого пуска и торможения, используют стенды с инерционным нагружением, в которых испы­туемая муфта нагружается инерционным моментом маховика при его разгоне и торможении.

Стенды снабжают автоматическими про­граммными устройствами, обеспечивающими пуск и торможение или реверсирование с определенной частотой. При пуске и тормо­жении можно задавать изменение направления вращения через определенное число включений. Стенды также можно применять для определения динамических нагрузок в муфте при пуске и торможении.

 

2. Потери энергии в муфтах и коэффициент полезного действия определяют в основном на стендах с нагружением тормозом (генератором) или с замкнутым контуром.

Измерения нагрева муфт проводят при усталостных испытаниях.

При определении потерь на стендах с тормозом или нагрузоч­ным генератором измеряют момент, подводимый к муфте (момент на электродвигателе) и отводимый от муфты (момент на тормозе или нагрузочном генераторе). Относительные потери в муфтах составляют обычно не выше 2-3%. Для обеспечения достаточно высокой точности определения потерь, необходимо чтобы точность определения моментов была на порядок (и более) выше. Это дости­гается применением балансирных двигателя и тормоза (нагрузоч­ного генератора) и доведением потерь в балансирном устройстве до минимума.

Для определения потерь и КПД муфт на стендах с замкнутым контуром измеряют момент, нагружающий контур, и момент элек­тродвигателя. Потери в испытуемой муфте можно получить, если имеются данные о потерях в отдельных элементах контура: опо­рах, зубчатых передачах и т. п., за которые принимают по терн в контуре при вращении установки без смещения валов в муфте.

3. Допустимая частота вращения муфт определяется из условий, что напряжения от центробежных сил не превышают допустимых и не требуется специальных методов динамического балансиро­вания. Допускаемый момент статического дисбаланса для от­дельных звеньев или муфты в целом находят из условия М< poG, где ро—допустимое смещение центра тяжести и G - масса отдельных элементов или муфты в целом. Допустимая частота вращения устанавливается на испытательном стенде, допускающем изменение ее в необходимых пределах, и оценивается на основании звуковых эффектов и динамической реакции.

4. Крутильная жесткость упругих муфт определяется из зависи­мости угла относительного поворота полумуфт Ф от крутящего момента М, приложенного к муфте. Эта зависимость может графи­чески изображаться прямой, кривой или ломаной линией (рис. 8.1).

Тангенс угла наклона кривой на графике дает крутиль­ную жесткость которая соответственно имеет постоянное(рис. 8.1, а) или переменное значение(рис.8.1,б и в)

При наличии в муфте значитель­ного внутреннего трения (в материале упругого звена) или внеш­него (на поверхностях контакта упругих элементов) нагрузочная и разгрузочная кривые не совпадают, образуя петлю гистерезиса (рис. 8.1, г). Отношение работы сил трения А за цикл нагружения, определяемой площадью петли aKbl к работе упругих сил А1, определяемой площадью треугольника OKN, представляет собой относительное демпфирование.

Кривые, представленные на рис. 8.1, получают при статиче­ских нагружениях муфт крутящим моментом путем измерения угла закручивания. При наличии петли гистерезиса такие испыта­ния позволяют определять и относительное демпфирование. Дина­мические испытания по определению крутильной жесткости и демпфирования проводят на стендах с невращающейся муфтой, нагружаемой переменным крутящим моментом.

5. К характеристикам компенсирующих и упругих муфт относят допускаемое смещение осей соединяемых валов или компенса­ционную способность. Допускаемые смещения определяют в про­цессе испытаний через такие факторы, как податливость муфт при осевых, радиальных и угловых смещениях осей, нагрузка на валы и опоры, зависимость от смещения валов усталостной проч­ности и износоустойчивости.

 

 

ИСПЫТАНИЕ ПОСТОЯННЫХ МУФТ С НАГРУЖЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ТОРМОЗА ИЛИ ЗАМКНУТОГО КОНТУРА

Стенды с нагрузочным генератором (рис. 8.2) предназначены в основном для определения потерь в муфтах. Точность измерения потерь на стендах повышается при последовательной установке двух муфт, работающих в одинаковых условиях (смещения осей полумуфт, смазка и др.). Для определения на валах изгибающего момента и радиального усилия от муфт вместо вала с динамометром устанавливают промежуточный вал с накаленными на консольных концах в двух взаимно перпендикулярных сечениях тензодатчиками. Показания датчиков снимаются через токосъемное устрой­ство.

 

В стендах с нагрузочным генератором и реактивной рамой (рис. 8.3) потери на трение определяют через реактивный момент на раме, являющейся суммой моментов трения в испытуемых муф­тах и их опорах.

Момент трения в опорах принимают равным ре­активному моменту при вращении установки без смещения валов в муфтах. Непосредственное измерение реактивного момента и испытание одновременно нескольких муфт повышает точность измерения потерь, отнесенных к одной муфте.

При испытаниях на стендах с нагрузочным генератором введением в кине­матическую цепь специальных устройств можно дополнительно накладывать переменный или ударный моменты.

 

Стенды с нагружением муфт тормозом или генератором гро­моздки, при испытаниях на них расходуется большое количество энергии. Кроме того, они мало пригодны для испытаний на вы­носливость. Значительное выделение теплоты в тормозе или нагру­зочном реостате генератора приводит к необходимости снабжать стенды сложными охлаждающими устройствами. Стенды находят применение для испытания муфт с крутящим моментом не выше 50—100 кгс.м.

В стендах с замкнутым контуром путем закру­чивания испытуемых муфт или специальных упругих звеньев (торсионных валов и др.), муфты нагружаются крутящим момен­том, который замыкается внутри контура.

Мощность, развивае­мая электродвигателем, расходуется только на потери на трение в испытуемых муфтах, зубчатых передачах и опорах. Поэтому тре­буется сравнительно малая мощность электродвигателя, а потери определяются более высокой точностью.

В отличие от установок с замкнутым контуром, используемых для испытания, например зубчатых колес или ремней, при испыта­ниях муфт используют устройства для получения поперечных и угловых смещений в испытуемых муфтах.

Для нагружения замкнутого контура в нем устанавливают специальную нагрузочную муфту, допускающую относительный проворот полумуфт. При малых углах закручивания используют фланцевое соединение, в котором отверстия в одном из дисков выполняют овальными. Относительное проворачивание дисков нагрузочной муфты осуществляется с помощью рычажного прис­пособления

 

В замкнутом контуре с качающимся редуктором крутящие моменты на входном и выходном валах редуктора стремятся повернуть корпус около оси качания. Этот момент урав­новешивают грузами, так чтобы

где М1 и М2 - соответственно моменты на входном и выходном валах редуктора (при передаточном числе и =1, М1 = М2;

Q — масса грузов, подвешиваемых на рычаге, закрепленном на корпусе;

Qi—неуравновешенность качающегося редуктора, отне­сенная к плечу L; L — плечо грузов относительно оси качения редуктора.

По величине грузов можно контролировать момент, нагружаю­щий испытуемые муфты в замкнутом контуре.

При нагружении контура грузами вследствие угловых дефор­маций в его отдельных звеньях качающийся редуктор поворачи­вается около оси качения, создавая поперечные смещения осей в испытуемых муфтах. В стенде, изображенном на рис. 8.10 и 8.11, эти смещения исключают, возвращая редуктор в горизон­тальное положение с помощью регулировочной муфты (рис. 8.13). Задаваемые при испытаниях смещения осей в муфтах получают перемещением промежуточной стойки.

В стенде на рис. 8.12 задаваемые при испытании смещения осей получают путем поворота редуктора около его оси качения. При этом, однако, необходимость в регулировочной муфте остается, так как угол поворота редуктора при его нагружении не будет совпадать с углом поворота редуктора для задаваемого смещения осей испытуемых муфт.

Установка в контуре дифференциального механизма (рис. 8.14) позволяет, не прерывая испытаний, изменять или поддерживать постоянный крутящий момент на испытуемых муфтах Л4^, который связан следующим соотношением с моментом на дифференциале Л1д:

где n уст — КПД установки. Трение, возникающее в дифферен­циале, значительно искажает нагружающий момент. Кроме того, во время испытания трение в дифференциале не остается постоян­ным, вследствие чего действительная величина момента изменяется.

Соосное выполнение замкнутого контура получают посредством нагрузочной муфты, охватывающей испытуемую (рис. 8.15), или торсионного вала, расположенного в полых валах испытуемой муфты (рис. 8.16).

При испытании муфты стенды с замкнутым контуром имеют преимущества вследствие того, что:

-условия работы муфт близки к действительным;

-потребляется малое количество энергии, что важно при испыта­ниях на выносливость и износостойкость;

-обеспечивается сравнительно высокая точность при определе­нии потерь в муфтах.

 

Развернутая конструкция стенда с замкнутым контуром (с двумя редукторами) проста в изготовлении, но требует больших площа­дей; соосные конструкции же более компактны, но сложны в из­готовлении. При этом большие преимущества имеют соосные кон­струкции с торсионным валом. Из стендов с двумя редукторами чаще применяют стенды с качающимся редуктором.

Основным видом нагружения в стендах с нагрузочным тор­мозом или генератором и с замкнутым контуром является нагружение постоянным крутящим моментом. Дополнительные устрой­ства позволяют нагружать вращающиеся муфты знакоперемен­ным крутящим моментом, который, складываясь с постоянным, дает суммарный переменный момент со средним значением, рав­ным приложенному постоянному моменту, п амплитудным зна­чением переменной составляющей, равным амплитуде знакопере­менного момента. В устройствах применяют инерционное или пружинное нагружение.

Диаметры начальных окружностей центрального неподвижного колеса и сателлитов в инерционных планетарных устройствах (рис. 8.17) выбирают равными, что приводит к изменению крутя­щего момента с цикличностью, равной частоте вращения вала муфты. Центры тяжести неуравновешенных грузов, закрепленных на сателлитах, расположены на радиусах, которые меньше ра­диусов начальных окружностей сателлитов. Центры тяжести описывают укороченные эпициклоиды (кардиоиды). Переменная составляющая крутящего момента изменяется по закону, близ­кому к синусоидальному.

В эксцентриково-инерционных устройствах (рис. 8.18) на грузы действует центробежная сила F. Составляющая этой силы 2F sina действует перпендикулярно линии центров эксцентриков и создает крутящий момент, равный 2Fe sina, действующий на экс­центрики. Такой же реактивный крутящий момент действует на диск с грузами и на вращающийся вместе с диском вал. Изменение крутящего момента происходит по закону, близкому к синусо­идальному, если отношение эксцентриситета эксцентриков к ра­диусу расположения грузов на диске достаточно мало.

В инерционных устройствах амплитуда силы переменной со­ставляющей определяется массой груза и частотой вращения.

Поэтому использовать инерционные устройства целесообразно только при достаточной частоте вращения испытуемой муфты.

В эксцентриково-пружинных устройствах (рис. 8.19) исполь­зуется упругая сила пружин, создающая на валу эксцентрика знакопеременный момент сопротивления, изменяющийся по закону, близкому к синусоидальному. Приближение будет тем больше, чем больше отношение длины тяги А к эксцентриситету эксцен­трика с и чем более, полога характеристика пружины (в частности, чем больше витков имеет пружина). Для устранения попереч­ных сил берут два эксцентрика, равномерно расположенных по окружности. Изменением сжатия пружины во время испытания задают программное изменение амплитуды момента.

Переменная нагрузка муфты может создаваться также вслед­ствие неравномерности вращения, получаемой при введении в зам­кнутый контур двойного карданного механизма со смещением осей. Плоскости вилок промежуточного вала при этом должны быть взаимно перпендикулярны.

Наложение на постоянный крутящий момент дополнительного ударного крутящего момента осуществляют с помощью кулачко­вых механизмов. Устройство для ударных нагрузок, использован­ное в стенде с нагрузочным генератором (см. рис. 8.4), соединяет валы редукторов, образуя в кинематической цепи стенда допол­нительный замкнутый контур. Это устройство состоит из двух дисков, один из которых несет на себе кулачковые профили, а другой — рычаги с роликами. Из-за различия в передаточных числах редукторов происходит периодическое набегание роликов на профили кулачков. Усилие прижима роликов создается центро­бежными силами. Наличие двух рычагов с роликами обеспечивает уравновешивание сил, изгибающих валы, поэтому устройство передает на несущие валы только ударный крутящий момент.

Использование замкнутого контура позволяет снизить ча­стоту ударов (в сравнении с частотой вращения муфты) и избе­жать значительных ударных нагрузок на двигатель и генератор.

СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ПОСТОЯННЫХ МУФТ НА СТЕНДАХ БЕЗ ВРАЩЕНИЯ МУФТЫ

Такие характеристики постоянных муфт, как крутильная жесткость, демпфирующая способность, податливость при попе­речных, угловых и осевых смещениях валов, определяют на стен­дах ii машинах при статическом нагружении невращающихся муфт. Эти характеристики определяют также и на стендах с не­вращающейся муфтой, предназначенных в основном для испыта­ний на усталостную прочность или износоустойчивость. Для последних испытаний стенды без вращения муфты применяются двух типов.

В стендах первого типа основным видом нагружения испытуе­мой муфты является переменный крутящий момент, получаемый вследствие переменного закручивания одной из полумуфт посред­ством кривошипно-шатунного механизма (рис. 8.20) или качаю­щегося рычага с центробежным устройством (рис. 8.21). Испытуе­мая муфта может иметь также дополнительное нагружение по­стоянной составляющей крутящего момента.

С помощью датчиков, отмечающих в муфте крутящий момент и угол закручивания, и подачи сигналов на катодный осциллограф по взаимно перпендикулярным осям получают фигуры Лиссажу, по форме и площади которых находят крутильную жесткость и демпфирование в муфте.

В стендах второго типа (рис. 8.22 и 8.23) при заданном сме­щении валов, радиальном или угловом, одна из полумуфт полу­чает круговое поступательное движение, в результате чего возни­кает в муфте круговое изменение направления смещения. Вели­чина смещения остается постоянной. Испытуемая муфта дополни­тельно нагружается крутящим моментом.

Крутящий момент, развиваемый электродвигателем, равен сумме моментов трения в испытуемых муфтах, в опорах промежуточного вала, опорах шкива и в ременной передаче. Допускают, что момент трения в муфтах равен разности между приведет к валу муфт моментом электродвигателя, получающимся при смещении осей, и моментом, возникающим при соосном расположении валов (при эксцентрисистете равном нулю). Скорость и нагрузка на муфты в обоих случаях должны быть одинаковыми.

Непосредственное измерение суммарного момента трения, который по абсолютной величине значительно меньше крутящего момента, нагружающего испытуемые муфты, позволяет получить достаточно точные значения потерь на трение в муфтах при сме­щениях осей полумуфт.

Отсутствие вращения на муфте позволяет нагружать их по­стоянным крутящим моментом с помощью грузов, подвешиваемых на рычаги. Измерение напряжений в элементах муфты с помощью наклеиваемых тензометрических датчиков сопротивления и из­мерение температуры с помощью термопар не требует токосъемных устройств.

В комбинированных стендах (рис. 8.24 и 8.25) могут прово­диться раздельные испытания с переменным крутящим моментом и со смещением валов.