Измерение температуры.
Температура рабочих поверхностей быстроходных подшипников имеет решающее влияние на их работоспособность. Это обусловлено резким понижением вязкости и маслянистости смазок при повышении температуры и температурными изменениями зазоров. Наблюдаются выходы из строя подшипников в результате захватывания подшипником вала вследствие полной выборки зазоров.
При испытании подшипников измеряют температуру подшипников вблизи рабочей поверхности и температуру подводимого и отводимого масла. Температуру масла измеряют прецизионными термометрами, вкладыша — термопарами или датчиками сопротивления. Их заделывают во вкладыше вблизи от поверхности трения, обычно на расстоянии около 0,5 мм.
Применяют термопары: медь—константан, хромель—копель или хромель—алюмель. При прецизионных измерениях холодный спай помешают в сосуд Дьюара. Применяют электронные потенциометры ЭПВ2-01, ЭПП-09-М2, потенциометр ПП с многоточечным переключателем или прибор НИИПТМАШ УПН4 с записью на осциллограф (при неустановившихся процессах).
Широкое применение нашел термометр ЭТП-М.
Прибор имеет три шкалы с диапазоном измеряемых температур от 0 до 20 градусов, свыше 20 до 70 градусов и от 70 до 120, которые переключаются регулятором с тремя положениями – 20, 70, 120.После включения прибора тумблером “ВКЛ” производится контрольная настройка его на реальный диапазон температур. Ручкой регулятора стрелка выводится на максимальное значение температуры выбранного диапазона (20, 70, или 120 градусов). После чего производится непосредственное измерение температуры объекта.
Для измерения различных сред используют насадки. Температура твердых тел измеряется без дополнительных насадок непосредственно основным наконечником 1. Для измерения температуры неагрессивных жидкостей используют цилиндрическую герметичную насадку 3, а для измерения температуры газов корончатую - 2.
Смазка.
Смазка имеет решающее влияние на работу подшипников. В испытательных машинах предусматривают смазку самотеком из бачка, расположенного над машиной, и смазку принудительную от насоса. Во всех ответственных испытаниях предусматривают теплообменники, обеспечивающие постоянную температуру подаваемой смазки.
Расход смазки измеряют с помощью мерных емкостей (мерных бачков) или специальных расходомеров. К таковым, в частности, относятся дроссели, регулирование которых связано с перемещением движка магазина сопротивления. Таким образом, расход фиксируется электрическими приборами. Естественно, необходима тарировка расходомера в условиях данной вязкости и температуры смазки.
Для визуального наблюдения неразрывности потока смазки корпус подшипника выполняют из стекла или плексигласа в паре со стальным валом. В подпятниках из прозрачного материала выполняют диск и корпус. Поток смазки фотографируют обычной кинокамерой при освещении ультрафиолетовым светом.