Измерение положения вала в подшипнике и зазора в собранном подшипнике.
Цель измерений — проверка расчетов, установление минимально необходимой толщины масляного слоя и оценка надежности подшипников.
Сложность измерений связана с малыми зазорами и смещениями валов, с вибрациями, перекосами и температурными деформациями.
Применяют следующие способы измерений:
· контактные способы, при низких окружных скоростях валов. К поверхности вала поджимаются упругие лепестки. Смещения измеряют индикаторами, ножки которых опираются на вал через лепестки, или тензометрическими датчиками, наклеиваемыми на лепестки;
· оптические способы. Смещение вала через шарик преобразуется в наклон зеркальца на торце вала, вращающегося вместе с ним. На это зеркальце падает пучок света от лампы и через щель отражается на экран или фотопластинку. Смещения вала измеряли также микроскопом и окулярмикрометром по смещению интерференционных полос тангенциально направленного параллельного пучка света.
· измерение с помощью пневматическойсистемы.
Из трубопровода, в котором с помощью регулятора давления поддерживается постоянное давление, воздух через вентиль с постоянным отверстием и сопло подается на шейку вала. При смещении вала и соответственном изменении зазора между соплом и валом меняется давление воздуха за вентилем, которое измеряется манометром. Сопла устанавливают вне подшипника в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, полностью определяющих смещение сечения вала. Система проста и надежна в эксплуатации, малочувствительна к шероховатостям поверхности шейки. Тарировку производят без вращения вала, но при больших скоростях наблюдаются небольшие отклонения. Достоинство этого способа заключается в возможности использования стандартной пневматической аппаратуры для измерения линейных размеров. Способ применяется для измерения постоянных и медленно меняющихся смещений;
· электрические измерения. Измерение электропроводности масляной пленки применяют для качественной оценки образования жидкостного трения.
Индуктивные датчики широко и успешно применяют для измерения перемещений и, в частности, колебаний в машинах. Из-за больших габаритов датчиков и чувствительности к изменениям температуры (в сравнении с емкостными), их применяют для измерения смещений валов ограниченно.
Емкостные датчики в настоящее время являются основными для измерения смещений вала в подшипниках. Одной пластинкой конденсатора служит поверхность вала, а второй — эквидистантная ей изолированная пластинка площадью в несколько квадратных миллиметров. При смещениях вала меняется ёмкость конденсатора. Линейность показаний в пределах 5% удается сохранить при изменении зазора до 20% от начального. Емкостные датчики встраивают в подшипник (с обработкой пластинок за одно целое с вкладышем) или располагают вне его. Встроенное расположение связано со значительными трудностями тарировки, а потому предпочитают внешнее, при котором можно обеспечить точную и удобную тарировку. В частности, датчики можно устанавливать на плоских пружинах и тарировать подкладыванием под датчик концевых мер.