МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ОСНОВНЫХ ЛЕКЦИЙ

Проблема мировой политики и международных отношений является одной из основных во всей политической теории.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА – это совокупная линия, равнодействующая, складывающаяся в результате как разнородных противоречивых, так и согласованных действий государств и других международных субъектов на мировой арене. Мировая политика включает в себя процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества, совокупность установок и целей, определяемых коренными интересами государств, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокупную политическую деятельность основных субъектов международного права.

Структурно мировая политика представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, региональных межгосударственных и общественных структур, группировок, союзов и других объединений, деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Субъектами мировой политики являются государства, международные объединения, политические партии, движения и т.п. Помимо государств на мировой арене появились неправительственные общественные и иные организации, в сфере мировой политики активно действуют общественно-политические движения. Однако основным субъектом все же остается государство, на которое возложена миссия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую-либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Именно в ведении государства находятся вопросы, затрагивающие общенациональные задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности.

Государство представляет собой единственный общенациональный институт, обладающий легитимными полномочиями участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну.

Рост числа межправительственных и международных неправительственных организаций дает возможность говорить о формировании нового мирового политического пространства, в котором все субъекты мировой политики тесно взаимосвязаны. В результате термин «мировая политика» приобретает собственный смысл, поскольку отражает взаимодействие всех политических сил в глобальном масштабе при решении вопросов обеспечения всеобщего мира, безопасности, равных для всех прав и возможностей свободного развития и т.п.

Под МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ понимается совокупность экономических, политических, правовых и других связей и взаимоотношений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене. Действуют также ООН, региональные международные организации, международные правительственные и неправительственные организации и пр. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собой всю гамму связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества.

Определенную сложность представляет разграничение понятий мировой (международной) политики и международных отношений. В прошлом в теории международных отношений для обозначения взаимодействий между суверенными государствами использовалось понятие «внешняя политика».

В связи с расширением числа субъектов международных отношений в науке помимо понятия «внешняя политика» стал использоваться термин «мировая политика». Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права.

Содержанием международных отношений являются, по преимуществу, отношения между государствами; так, бесспорным примером международных отношений являются межгосударственные договоры. В свою очередь, межгосударственные отношения выражаются в специфическом поведении символических персонажей – дипломата и солдата. Иначе говоря, международные отношения в самой своей сущности содержат альтернативу мира и войны.

Особенность международных отношений состоит в том, что они основаны на вероятном характере и того, и другого и поэтому включают в себя значительный элемент риска.

В современных условиях виды международных отношений рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (и, соответственно, содержания отношений): экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические и

т.п., либо на основе взаимодействующих участников: межгосударственные отношения; межпартийные отношения; отношения меду различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т.п. В зависимости от географических границ, числа участвующих в связях народов и государств, масштаба охватываемых сфер они делятся на типы отношений: глобальные, надрегиональные, региональные, двухсторонние. Этим типам соответствуют организации, посредством которых осуществляются международные отношения и политика.

Особое место в системе международных отношений занимает ООН. Она представляет собой первый в истории инструмент широкого политического сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Ее цель – избавить будущие поколения от войн. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе (США) в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 г. государствами-участниками учредительной Сан-Францисской конференции и вступил в силу 24 октября того же года. В настоящее время членами ООН является большинство государств мира. Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития. Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода, кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения. ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещается пять из шести главных органов. В Генеральной Ассамблее каждое государство имеет один голос; она собирается на свои регулярные сессии ежегодно, а также на специальные и чрезвычайные сессии. Решения по повестке дня принимаются простым большинством голосов.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ состоит из 15 членов, пять из них – постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов (которые обладают правом вето). При рассмотрении вопросов, связанных с возникновением угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД находится в Гааге (Нидерланды) и состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на 9-летний срок по критериям компетенции, а не национально-государственной принадлежности. Сторонами в Суде могут быть только государства и только на добровольной основе; в этом случае его решения для них обязательны.

В «семью» ООН входят 14 специализированных учреждений ООН – межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение. С точки зрения масштабности воздействия на современные международные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), а также Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия.

Некоторые организации возникли задолго до создания ООН (Международная Организация Труда – с 1919 г., Всемирный Почтовый Союз –с 1874 г., Международный Союз Электросвязи – с 1865 г.).

Все проблемы человечества в современных условиях из-за их многообразия и противоречивости невозможно решить только на глобальном уровне международных отношений. Для решения различных специфических проблем, с учетом специфики различных интересов создаются особые организации, которые и призваны отражать соответствующий уровень отношений. К числу таких организаций относятся надрегиональные. Относительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости государства стремятся к утверждению своей политической независимости, экономической самостоятельности, к преодолению колониального прошлого во всех сферах.

Эти их стремления проявились в создании Движения Неприсоединения. Первая Учредительная конференция состоялась в сентябре 1961 г. Инициаторами Движения были тогдашние лидеры Югославии (Иосип Броз Тито), Индии (Джавахарлал Неру), Египта (Гамаль Абдель Насер). В первой конференции приняли участие 25 стран. К началу 90-х гг. ХХ в. число странучастниц Движения Неприсоединения превысило 100. В декларации учредительной конференции отмечалось, что Движение призвано способствовать укреплению международного мира и безопасности, мирному сотрудничеству между народами, главная же цель Движения – обеспечение внешнеполитической независимости входящих в его состав стран.

Региональный уровень международных отношений отражает специфику интересов и целей отдельных регионов. К числу региональных организаций относятся Европейский союз, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и др.

Основными в международных отношениях являются двусторонние межгосударственные политические отношения. Этот уровень отношений находит свое выражение в договорах и соглашениях, определяющих характер отношений двух

договаривающихся сторон. Кроме того, двусторонние отношения могут выступать в качестве конкретизации уже существующих многосторонних отношений или стать основой для последующих многосторонних отношений. Международные отношения по характеру могут быть равноправными, дружественными, взаимовыгодными, противоборствующими (отношения господства и подчинения).

В развитии системы международных отношений определяющую роль играет баланс сил государств, которые действуют на международной арене. Сила государства представляет собой его способность при защите своих интересов воздействовать на

другие государства, вообще на ход событий в мире. Это проявляется, в основном, в борьбе за рынки сбыта и сферы приложения национального капитала, за контроль над сырьевыми ресурсами и т.п.

Сила государства, его положение в системе международных отношений обусловлена целым рядом факторов. До недавнего времени считалось, что главным здесь является военная мощь государства. Не отрицая значения этого фактора, поскольку военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и положение на международной арене, нужно признать, что задачи, ради решения которых государства наращивали военную мощь, требуют сейчас принципиально иных решений. В настоящее время невозможно обеспечить своей стране экономические преимущества, рост богатства путем насильственного захвата ресурсов других государств. В качестве примера можно привести неудачную попытку Ирака решить проблемы внутреннего развития нападением на Кувейт в 1991 г. Сегодня такой путь поиска источников

экономического роста рассматривается не только как аморальный, но и как нереальный и нерациональный. В определенных условиях даже ядерная держава не может сломить сопротивление страны, более слабой по своим военным ресурсам. Примеры: опыт США – во Вьетнаме, СССР – в Афганистане. Чрезмерные военные расходы ложатся тяжелым бременем на экономику страны, не позволяют выделить необходимые средства на развитие невоенных отраслей хозяйства, науки и культуры. Это ведет к тому, что государство утрачивает внутриполитическую стабильность и тем самым подрывает основы своего могущества. Военные расходы становятся препятствием на пути развития национальных экономик страны, их социальной сферы и культуры.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широким набором показателей. Например, Германия и Япония, понесшие поражение во Второй мировой войне, в современном мире пользуются влиянием на мировое развитие, на всю систему международных отношений за счет невоенных факторов силы. К невоенным факторам силы относятся величина территории, природные и людские ресурсы, структура национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, способность обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экологическую безопасность. Важнейшую роль играет уровень научно-технического, технологического, культурного развития, характер государственного устройства.

Многообразие и противоречивость современного мира, ярко проявляющаяся в современных условиях тенденция к его целостности и единству вызвали к жизни потребность разработки, общего признания и закрепления в международных документах правил межгосударственного общения. Они нашли свое воплощение в принципах, зафиксированных в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартии для новой Европы, в

других документах. Эти принципы, по сути, представляют собой долговременную концепцию мирных международных отношений. Устав ООН, например, в качестве важнейших выделяет следующие принципы взаимоотношения государств, которыми

руководствуется как сама Организация, так и ее члены:

– суверенное равенство всех ее членов;

– разрешение международных споров мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

– воздержание от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и целостности или политической независимости любого государства;

– отказ от всяких действий, не совместимых с целями ООН;

– невмешательство ООН во внутренние дела государств-членов, что, однако, не препятствует применению принудительных мер в случае угрозы миру, нарушения мира и совершения актов агрессии.