Влияние формы собственности на особенности защиты информации ограниченного доступа

Факторы, влияющие на организацию КСЗИ

Гл а в а 3

Важным фактором, влияющим на организацию КСЗИ, являет­ся форма собственности предприятия. В Российской Федерации формы собственности установлены Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а так­же следующими федеральными законами: «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г.; «Об| общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ; «О благо­творительной деятельности и благотворительных организациях»! от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ; «О профессиональных союзах, их) правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ; «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ; «О свободе совести и о религиозны» объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» от 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ; «Об иностранным инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160.

Под формой собственности понимаются законодательно уре­гулированные имущественные отношения, характеризующие за­крепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Постановление Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97 «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов».

Общероссийским классификатором форм собственности ОК 022-99* рассматриваются следующие виды собственности:

Российская собственность: государственная (код по класси­фикатору — 11), федеральная (12), субъектов Российской Федера­ции (13), муниципальная (14), частная (16), российских граждан, ПОСТОЯННО проживающих за границей (18), потребительской коо­перации (19), общественных и религиозных организаций (15), ониотворительных организаций (50), политических обществен­ных объединений (51), профессиональных союзов (52), обществен­ных объединений (53), религиозных объединений (54), смешанная(17).

Иностранная собственность: международных организаций (21), иностранных государств (22), иностранных юридических лиц (23), иностранных граждан и лиц без гражданства (24), сме­шанная (27).

Совместная российская и иностранная собственность: совместная федеральная и иностранная собственность (31), совмест­ной собственность субъектов Российской Федерации и иност­ранная (32), муниципальная и иностранная (33), совместная частная и иностранная (34), совместная собственность обществен­ных и религиозных организаций и объединений и иностранная (15).

Смешанная российская собственность с долей государствен­ной собственности: смешанная российская с долей федеральной (41), смешанная российская собственность с долей собственности субъектов(42), российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов (43), иная смешанная российская собственность (49).

Форма собственности предприятия в значительной степени определяет виды информации ограниченного доступа, которые могут использоваться предприятием в его деятельности, особен­ности зашиты такой информации, устанавливаемые федеральны­ми органами государственной власти, если предприятие им под-исломственно, а также виды информации, которая должна быть доступна, например акционерам, инвесторам и т.п.

Особенности формы собственности предприятия могут исклю­чить возможность использования им в своей деятельности сведе­нии, составляющих государственную тайну.

Так, законодательством в сфере защиты государственной тай­ны предусмотрена возможность получения лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляю­щих государственную тайну, только организациями Российской федерации.

Очевидно, что предприятия с формой собственности п. 21 — 24, 27 классификатора ОК 027-99 к проведению таких работ не допускаются, а предприятия смешанной российской и иност­ранной собственности могут быть допущены при соблюдении установленных законодательством ограничений. Предприятия пе­речисленных форм собственности также ограничиваются в воз­можности проведения работ в закрытых административно-тер­риториальных образованиях и отраслях промышленности, име­ющих для государства стратегическое значение (что связано, в том числе, и с защитой государственной тайны).

Одной из особенностей использования информационных ре­сурсов, содержащих государственную тайну, является то, что в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О госу­дарственной тайне» права собственника информации могут быть ограничены, если информация содержит сведения, состав­ляющие государственную тайну. Распоряжаться такой информа­цией собственник может только с санкции органа государственной власти, в компетенции которого находится ее засекречива­ние.

В Российской Федерации не исключается возможность пере­дачи сведений, составляющих государственную тайну, иностран­ным представителям (в т.ч. и иностранным организациям), а так­же международным организациям при наличии с иностранным государством (международной организацией) договора о взаим­ной защите секретной информации.

Тем же законом определено, что не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разра­ботана) ими без нарушения законодательства Российской Феде­рации.

Анализ нормативных документов иностранных государств по­казывает, что за рубежом также принимаются ограничительные меры в отношении допуска к классифицированной информации иностранных предприятий или предприятий с долей иностран­ной собственности.

Так, в США инструкцией по обеспечению секретности в воен­ной промышленности предписано:

• подрядчиком секретного заказа не может быть предприятие, расположенное за пределами территорий, находящихся под юрис­дикцией США;

• доля иностранной собственности в предприятии не должна позволять иностранным подданным оказывать неблагоприятное влияние на политику и практику деятельности предприятия;

• иностранные подданные, являющиеся персоналом предприятия, не должны допускаться к классифицированной (секретной) информации;

• иностранные подданные не должны занимать на предприятии ПОСТОВ (должностей), позволяющих им оказывать неблагоприятное влияние на политику и практику деятельности предприятия.