Влияние формы собственности на особенности защиты информации ограниченного доступа
Факторы, влияющие на организацию КСЗИ
Гл а в а 3
Важным фактором, влияющим на организацию КСЗИ, является форма собственности предприятия. В Российской Федерации формы собственности установлены Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами: «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г.; «Об| общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ; «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»! от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ; «О профессиональных союзах, их) правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ; «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ; «О свободе совести и о религиозны» объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» от 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ; «Об иностранным инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160.
Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Постановление Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97 «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов».
Общероссийским классификатором форм собственности ОК 022-99* рассматриваются следующие виды собственности:
Российская собственность: государственная (код по классификатору — 11), федеральная (12), субъектов Российской Федерации (13), муниципальная (14), частная (16), российских граждан, ПОСТОЯННО проживающих за границей (18), потребительской кооперации (19), общественных и религиозных организаций (15), ониотворительных организаций (50), политических общественных объединений (51), профессиональных союзов (52), общественных объединений (53), религиозных объединений (54), смешанная(17).
Иностранная собственность: международных организаций (21), иностранных государств (22), иностранных юридических лиц (23), иностранных граждан и лиц без гражданства (24), смешанная (27).
Совместная российская и иностранная собственность: совместная федеральная и иностранная собственность (31), совместной собственность субъектов Российской Федерации и иностранная (32), муниципальная и иностранная (33), совместная частная и иностранная (34), совместная собственность общественных и религиозных организаций и объединений и иностранная (15).
Смешанная российская собственность с долей государственной собственности: смешанная российская с долей федеральной (41), смешанная российская собственность с долей собственности субъектов(42), российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов (43), иная смешанная российская собственность (49).
Форма собственности предприятия в значительной степени определяет виды информации ограниченного доступа, которые могут использоваться предприятием в его деятельности, особенности зашиты такой информации, устанавливаемые федеральными органами государственной власти, если предприятие им под-исломственно, а также виды информации, которая должна быть доступна, например акционерам, инвесторам и т.п.
Особенности формы собственности предприятия могут исключить возможность использования им в своей деятельности сведении, составляющих государственную тайну.
Так, законодательством в сфере защиты государственной тайны предусмотрена возможность получения лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, только организациями Российской федерации.
Очевидно, что предприятия с формой собственности п. 21 — 24, 27 классификатора ОК 027-99 к проведению таких работ не допускаются, а предприятия смешанной российской и иностранной собственности могут быть допущены при соблюдении установленных законодательством ограничений. Предприятия перечисленных форм собственности также ограничиваются в возможности проведения работ в закрытых административно-территориальных образованиях и отраслях промышленности, имеющих для государства стратегическое значение (что связано, в том числе, и с защитой государственной тайны).
Одной из особенностей использования информационных ресурсов, содержащих государственную тайну, является то, что в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» права собственника информации могут быть ограничены, если информация содержит сведения, составляющие государственную тайну. Распоряжаться такой информацией собственник может только с санкции органа государственной власти, в компетенции которого находится ее засекречивание.
В Российской Федерации не исключается возможность передачи сведений, составляющих государственную тайну, иностранным представителям (в т.ч. и иностранным организациям), а также международным организациям при наличии с иностранным государством (международной организацией) договора о взаимной защите секретной информации.
Тем же законом определено, что не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.
Анализ нормативных документов иностранных государств показывает, что за рубежом также принимаются ограничительные меры в отношении допуска к классифицированной информации иностранных предприятий или предприятий с долей иностранной собственности.
Так, в США инструкцией по обеспечению секретности в военной промышленности предписано:
• подрядчиком секретного заказа не может быть предприятие, расположенное за пределами территорий, находящихся под юрисдикцией США;
• доля иностранной собственности в предприятии не должна позволять иностранным подданным оказывать неблагоприятное влияние на политику и практику деятельности предприятия;
• иностранные подданные, являющиеся персоналом предприятия, не должны допускаться к классифицированной (секретной) информации;
• иностранные подданные не должны занимать на предприятии ПОСТОВ (должностей), позволяющих им оказывать неблагоприятное влияние на политику и практику деятельности предприятия.