Методика Oracle CDM (Custom Development Method)

Методика определяет разработку прикладных информационных систем под заказ - конкретный материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на прямое использование в проектах АС с опорой на инструментарий Oracle.

Жизненный цикл формируется из определенных этапов (фаз) проекта и процессов, каждый из которых выполняется в течение нескольких этапов:

1. «определение требований»;

2. «анализ» - формулирование детальных требований к прикладной системе;

3. «проектирование» - преобразование требований в детальные спецификации системы;

4. «реализация» - написание и тестирование приложений;

5. «внедрение» - установка новой прикладной системы, подготовка к началу эксплуатации;

6. «эксплуатация» - поддержка и слежение за приложением, планирование будущих функциональных расширений.

Процессы:

· RD – определение производственных требований;

· ES – исследование существующих систем;

· TA – определение технической архитектуры;

· DB – проектирование и построение БД;

· MD – проектирование и реализация модулей;

· CV – конвертирование данных;

· DO – документирование;

· TE – тестирование;

· TR – обучение;

· TS – переход к новой системе;

· PS – поддержка и сопровождение.

Процессы состоят из последовательностей задач, задачи разных процессов взаимосвязаны явно указанными ссылками.

Методика необязательна, но может считаться фирменным стандартом.

 

6.2. Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01

Стандарт на организацию жизненного цикла продуктов программного обеспечения. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО, он охватывает ЖЦ ПО от концептуализации идей до завершения ЖЦ. Процессы, используемые во время ЖЦ ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время ЖЦ АС.

Система – это объединение одного или более процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения потребностей или целей.

В отличие от Oracle CDM стандарт ISO/IEC 12207 равносильно ориентирован на организацию действий каждой из двух сторон: поставщик (разработчик) и покупатель (пользователь); может быть в равной степени применен, когда обе стороны – из одной организации.

Стандарт ISO/IEC 12207 состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов. Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие – на набор задач.

Основные процессы:

1. процесс приобретения - определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает АС, программный продукт или сервер ПО.

2. процесс поставки - определяет действия предприятия-поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или сервисом ПО.

3. процесс разработки - определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт.

4. процесс функционирования - определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы (а не только ПО) в процессе её функционирования в интересах пользователей.

5. процесс сопровождения – определяет действия персонала сопровождения, который обеспечивает сопровождение программного продукта.

Вспомогательные процессы это процессы – решения проблем, документирования, управления конфигурацией, гарантирования качества, последний из которых использует результаты остальных процессов группы обеспечения качества, в которую входят: процесс верификации, процесс аттестации, процесс совместной оценки, процесс аудита.

Описаны 4 организационных процесса: процесс управления, процесс создания инфраструктуры, процесс усовершенствования, процесс обучения.

К ним примыкает особый процесс адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации стандарта к условиям конкретного проекта.

Под процессом усовершенствования здесь понимается не усовершенствование АС или ПО, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, гарантирования качества и т.п., реально осуществляемых в организации.

Разработчик должен установить и документировать требования к программному обеспечению:

· функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена;

· внешние связи (интерфейсы) с единицей программного обеспечения;

· требования квалификации;

· спецификация надежности;

· спецификации защищенности;

· человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии (эргономика), включая связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования;

· определение данных и требований базы данных;

· документация пользователя;

· работа пользователя и требования выполнения;

· требования сервиса пользователя.

После решения организации о применении ISO/IEC 12207 в качестве условия торговых отношений является её ответственность за указание минимального набора требуемых процессов и задач, которые составляют согласованность с этим стандартом.