Тема 4. Основы организации малого бизнеса в сфере физической культуры и спорта

1.
^ Принципы и условия создания собственного дела. Выбор сферы деятельности.

2.
Этапы создания собственного дела.

3.
Миссия как выражение философии организации.

 


4.1 Принципы и условия создания собственного дела. Выбор сферы деятельности


Принципы самоопределения и самоорганизации - это база, началом которой является любая человеческая деятельность: индивидуальная и общественная; экономическая и социальная; культурная и хозяйственная и т.д. Прежде чем приступить к организации какого-либо вида деятельности, человек или группа людей должны определиться в своих желаниях и возможностях, затем сопоставить их и выбрать цель (Рис 6).

Первые шаги организации деятельности:

1.
Сформулировать цель, которая должна быть ясна и выполнима;

2.
Производить то, что может быть реализовано;


Основные принципы, которым подчиняются организационные системы:

1.
Субсидиарность - вышестоящая система должна приступать к выполнению задач только в том случае, когда с ними не может справиться система низшего уровня;

2.
Организация управления, оптимальная для систем одного уровня, не подходит для применения к другому уровню, поскольку цели и организацию управления на следующем уровне нельзя свести к уровню, при котором осуществлялось руководство ранее;

3.
Любая организационная система требует создания собственной системы управления;

4.
Состав и структуру системы управления можно определить только после того, как определены состав и структура организационной системы в целом.

 



Рис. 6. Характеристика цели организации

Условия создания собственного дела:

Создание собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагает наличие следующих предпосылок:

1.
имущества для формирования первоначального капитала;

2.
определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального размера уставного (складочного) капитала;

3.
нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для заключения договора аренды нежилых помещений;

4.
предварительного изучения предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты своей деятельности;

5.
формирования команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ведение бухгалтерского и финансового учета и др.


Решив создать собственное дело, будущий предприниматель должен ответить на ряд вопросов:

1.
для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели), есть ли для него место под «солнцем» на рынке? Поэтому процесс принятия решения должен начинаться с оформления идеи - для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка);

2.
что производить, какие конкретно товары, какие оказывать услуги?

3.
как производить продукцию (товары), выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентоспособности? Поэтому очень важно знать, какое соотношение сложилось на рынке между спросом и предложением, причем не вообще на рынке, а на определенном территориальном рынке. Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создать собственное дело и производить данные товары.


Успех любого предприятия зависит от удачного выбора сферы деятельности, правильного определения стратегии и тактики в управлении предприятием.

Опыт быстро растущих компаний у нас в стране и за рубежом показывает, что наиболее предпочтительными являются следующие сферы:

а) оказание разнообразных деловых услуг в области предпринимательства;

б) общественное питание;

в) торговля потребительскими товарами;

г) ремонт автомобилей;

д) строительная индустрия.

Идеальным вариантом для предпринимательства является новая сфера, поскольку первые предприятия находятся в более выгодном положении, чем последующие. Фирма, которая начинает функционировать первой, имеет возможность привлечь на свою сторону заказчиков, определять ассортимент и цены. Однако любая фирма должна иметь запасную нишу, на которую можно переориентироваться.

Экономические ограничения (входные барьеры):

1.
высокий уровень первоначальных капитальных вложений,

2.
длительный срок окупаемости вложенных средств,

3.
неопределенность в получении коммерческого результата,

4.
отсутствие прибыли даже при нормальном течении производственного процесса.


Решая вопрос о выборе сферы производства, надо отдать предпочтение той деятельности, которая соответствует имеющимся ресурсам, техническим возможностям, опыту, знаниям, организаторским способностям предпринимателя. Необходимо учесть примерный размер средств, которые могут быть вложены в производство. При этом следует учесть также скорость возврата вложенных финансовых ресурсов. В отраслях с коротким производственным циклом денежные средства возвращаются довольно быстро, в отличие от отраслей с длинным производственным циклом.


^ 4.2 Этапы создания собственного дела.


Гарантировать успех новому предприятию может обладание каким-либо уникальным ресурсом (сырьем), идеей, разработкой, производственным и организационным опытом.

1.
Идея нового продукта или услуги.


Где взять такую идею:

1.
прийти самостоятельно, перерабатывая информацию из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска.

2.
заимствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь путем приобретения новых предприятий.

3.
изучать отзывы потребителей, оценку продукции, производимой конкурентами, мнения работников торговли, публикации в различных печатных источниках.

4.
подобного анализа товаров и услуг, предлагаемых другими фирмами.

5.
изучение запатентованных изобретений в сети научно-технических библиотек, где концентрируются информационные листки патентных бюро. Изучение патентов может натолкнуть на новые интересные идеи.

6.
публикации отраслевых и реферативных журналов по отраслям промышленности, экономические газеты.

7.
собственная научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность предпринимателя.

1.
Реализация идеи в целях.


Невозможно заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели, которая была бы понятна и подчиненным, и потребителям результатов вашей деятельности (товаров, услуг). Цель должна быть четко сформулирована самим предпринимателем, руководителем организации, чтобы довести ее до всех сотрудников, которые воплощают вашу цель в конкретные результаты труда. Если предприниматель одновременно является и менеджером, то с еще большей ответственностью должны отнестись к формулированию цели (целей).

Формулируя цель предпринимательской организации, необходимо учитывать, что формулировка цели должна содержать:

1.
количественные показатели, которые фирма должна достичь, но нужно учитывать поведение конкурентов, покупателей, сегмент рынка, рыночные ниши;

2.
срок, в течение которого цель должна быть достигнута (или этапы);

3.
результаты, которые получат фирма и сотрудники;

4.
привлечение ответственных исполнителей;

5.
определение затрат на достижение этой цели и условий осуществления цели.


Чем ближе цель, тем больше она мобилизует, иначе говоря, краткосрочные цели в большей степени, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации, но при этом нельзя упускать из виду решение долгосрочной цели. Цель фирмы должна быть сконцентрирована на самом важном - товары (услуги) должны удовлетворить потребность, не удовлетворенную другими товарами. Нужно постоянно быть готовым ответить на вопросы: есть ли потребность в продукции (работах, услугах)? Какая продукция, в какой форме пользуется спросом? Каков этот спрос сегодня? Каким он будет завтра, в перспективе? Цели нужно соизмерять с потенциалом организации, ее техническим, интеллектуальным, кадровым, финансовым уровнем и сырьевыми возможностями.

Сотрудники должны быть убеждены в целесообразности достижения этой цели.

1.
Выбор формы создания собственного дела


Организация собственного дела может быть осуществлена посредством следующих форм:

1.
приобретение (покупка) предприятия

2.
аренда предприятия в целом как имущественного комплекта

3.
использования метода франчайзинга


Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными или функционально-операционными компаниями. Сущность франчайзинга состоит в таком способе ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер представляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки. При этом франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты и качество проектов. Предпринимательская деятельность, организованная по методу франчайзинга, считается прогрессивной и динамичной формой организации бизнеса.

Существуют три основных вида франчайзинга:

1.
Товарный франчайзинг - такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой.

2.
Производственный франчайзинг - передача технологии партеру для производства продукции. Этот вид франчайзинга за рубежом наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков.

3.
Деловой франчайзинг является наиболее популярным видом франчайзинга. В данном случае франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под его именем.

1.
Учреждение собственного дела в определенной организационно-правовой форме.

2.
Формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме.

3.
Подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела.

4.
Определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования организации.

5.
Разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов.

6.
Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.

7.
Разработка обоснованного бизнес-плана.

8.
Государственная регистрация фирмы в установленном порядке.

9.
Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуального предпринимателя).

10.
Открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов.

1.
Заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.

2.
Получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.


Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основе специального разрешения (лицензии). Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, этот срок не может быть менее чем 5 лет.

1.
Проведение серьезных маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям, определение методов формирования цен на продукцию или услуги.

2.
Заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями.

3.
Проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг).

4.
Организация учета доходов и расходов.


В таблице 5 приведены возможные финансовые затраты при создании ПБОЮЛ и юридических лиц.


Таблица 5

Возможные финансовые затраты при создании ПБОЮЛ и юридических лиц

Общество с ограниченной ответственностью Закрытое (открытое) акционерное общество Предприниматель без образования юридического лица
2000 руб. - госпошлина 288 руб. - Госкомстат 300 руб. - печать 206 руб. - за копии в ФНС Итого: 2594 руб. Дополнительные расходы: Нотариус - 250-500 руб. Расчетный счет в банке - 0-3000 руб. 2000 руб. - госпошлина 288 руб. - Госкомстат 300 руб. - печать 206 руб. - за копии в ФНС Итого: 2594 руб. Дополнительные расходы: Регистрация первичного размещения акций – 0 Нотариус - 250-500 руб. Расчетный счет в банке - 0-3000 руб. 100 руб. -госпошлина 179 руб. - Госкомстат 300 руб. - печать Итого: 379 руб. Дополнительные расходы: Нотариус - 250-500 руб. Расчетный счет в банке - 0-3000 руб.

 

В таблице 6 представлена характеристика групп российского предпринимательства.


Таблица 6

Группировка российского предпринимательства

Группа Краткая характеристика Сфера деятельности Доля
Номенклатура Бывшие партийные работники и руководители крупных приватизированных предприятий. Большинство является инженерами и не имеет специального бизнес - образования. Производственная, строительная деятельность. 5-20%.
Люмпенизированные группы Молодые люди без образования и профессии, ставшие предпринимателями в возрасте 20-30 лет. Имеют высокий уровень притязаний, стремятся накопить большой капитал любыми средствами. Посредническая, торгово-закупочная деятельность. 20-30%
Высококвалифицированные специалисты - предприниматели, сформировавшиеся из высококвалифицированных специалистов научных институтов. Высококлассные специалисты, которые в результате реформ не смогли реализовать себя в профессиональной сфере. Среди них многие занялись бизнесом не связанным с их прежней профессией и образованием. Коммерческая, научно-техническая деятельность 10-15%
Высококвалифицированные специалисты, получившие специальное бизнес образование в крупнейших отечественных и зарубежных вузах. Молодое современное поколение, имеющее несколько образований, одно из которых бизнес-образование, подготовлены для работы в команде. Имеют хорошие деловые связи среди предпринимателей. Очень активны деятельны. Коммерческая, научно-техническая деятельность 20-30%

 


^ 4.3 Миссия как выражение философии организации


Масштабные изменения потребностей мирового рынка вызвали необходимость интенсификации использования всех факторов производства, среди которых человеческий фактор стал ведущим, а главное пришло понимание того, что он неисчерпаем. Поэтому к концу двадцатого века общество и его экономика под влиянием человеческого фактора начало переживать глубокую трансформацию. Причем необходимо отметить, что культура в наши дни - феномен всеобъемлющий, пронизывающий буквально всю жизнедеятельность людей: производство, потребление, досуг, социальные отношения, мышление и поведение.

Концепция культуры и философии организации строится на основе ценностных ориентиров (экономических, политических, социальных, эстетических, этических и др.) и определенных типов предпочтительных целей к которым относятся: рост, прибыльность, процветание; стабильность, общий объем капитала и продаж; социальная ответственность относительно прибыльности, косвенная конкуренция, климат организации; этика и мораль (Рис.7.). На рисунке 8 представлены элементы философии организации.

 


Рис. 7. Концепция формирования культуры (философии) организации

 


Рис. 8. Элементы философии организации


Основой целевой функции является миссия предприятия, выражающая философию и смысл его существования. Четкое определение миссии и целей является первым и самым важным шагом на пути к корпоративному планированию и определяет всю дальнейшую работу по систематической разработке планов компании. Структуру миссии составляют: правовой статус предприятия; статус предприятия на четко очерченном сегменте рынка; принципы его работы; важнейшие характеристики организации (Рис.9).



Рис. 9. Структура миссии организации