Вопрос 2. Причины возникновения банкротства.

Вопрос 1. Институт банкротства.

Тема 1. Государственное регулирование кризисной ситуации.

 

Учет и анализ банкротства – это учетно-аналитический процесс подготовки к принятию стратегических и тактических решений в условиях экстренных ситуации и жесткого дефицита времени.

Как информационно-аналитический модуль системы антикризисного управления, он охватывает сферу профилактики, реорганизационных и ликвидационных процедур, направленных на обеспечение успешного формирования бизнеса в обозримом будущем.

Банкрот (от итальянского «банко» - скамья и «ротто»- сломан) – сломать скамью, на которой сидит коммерсант.

Банкротство – это процесс, включающий:

1. Рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое или юридическое лицо объявляется несостоятельным.

2. Юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического или юридического лица, используя законные акты.

3. Определение ответственности для осуществления (неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане.

 

Необходимость развития института банкротства обусловлена созданием такого инструмента, который способен защитить личную и корпоративную деятельность, третью сторону от опасно высоких или существующих убытков.

Отечественные аналитики, исследуя причины, условно делят банкротство на три вида:

- первый вид – банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов;

- второй вид – банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;

- третий вид – банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.

Несостоятельность- это финансовое состояние предприятия, при котором оно не способно в течение нормально установленного срока выполнять долговые обязательства, самостоятельно восстановить свою платежеспособность.

 

 

Виды и формы несостоятельности:

1. По масштабу: системная и текущая.

2. По времени: циклическая и хроническая.

3. По виду: производственно-техническая и экономическая.

4. По месту в экономике: в рыночном секторе и нерыночном секторе.

 

Текущая – обусловлена длительностью жизненного цикла товара, вызывается материальными причинами, носит локальный характер.

Системная – присутствует в период экономического кризиса. Вызывается общественными причинами, носит всеобщий характер.

Циклическая – регулярно возникающая с периодичностью, превышающей длительность одного производственного цикла, но меньше, чем время одного оборота оборотного капитала.

Хроническая – сохраняется в течение периода, превышающего время одного оборота оборотного капитала.

Производственно-техническая – состояние, при котором возникает неадекватность текущей функции подсистемы по сравнению с ее объективной ролью в системе. Влекущая ее неспособность реализовывать технологический способ и создавать определенный результат.

Экономическая – неспособность производственной системы функционировать в качестве субъекта экономических взаимосвязей.

В рыночном секторе – несостоятельность идентифицируется с ухудшением финансового положения фирмы и развитием ее неплатежеспособности.

К основным причинам несостоятельности можно отнести следующие:

1. Долговременное снижение спроса или изменение функции спроса на продукцию предприятия.

2. Резкий рост постоянных или переменных издержек, приводящий к увеличению общих расходов до уровня, превышающего цену товара.

Таким образом, первая причина несостоятельности предприятия лежит в области маркетинга, а вторая – в финансовой сфере. Следовательно, маркетинговая стратегия служит отправным пунктом финансового оздоровления предприятия.

В советский период процедура банкротства как способ прекращения предпринимательской деятельности практически не применялась.

Первый Гражданский кодекс РСФСР 1922 года содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие в условиях несостоятельности юридических и физических лиц.

В начале 60-х годов нормы о банкротстве были исключены из законодательства.

В современной практике понятие «банкрот» было введено Указом Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур» от 14.06.1992 г.

После этого был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 11 ноября 1992 года № 3929-1.

Институт банкротства получил правовое закрепление в статьях 61 и 62 Гражданского кодекса РФ, в законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Он распространяется на физических и юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Закон содержит более жесткие требования к арбитражным управляющим, которым доверяется проведение процедур банкротства.

В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, последовательно вышли в свет соответствующие постановления правительства:

- от 20.09.1993 г. № 926, которым было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (КУГИ).

- в марте 1997 года управление вышло из подчинения Госкомимущества РФ и было преобразовано в Федеральную службу Российской Федерации по делам о несостоятельности и банкротстве.

- С апреля 2000 года появилось новое название – Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. Упразднена она в марте 2003 года.

После этого представители территориального органа приписаны к налоговой инспекции и участвуют в процедурах банкротства в лице уполномоченных органов.

Дело о несостоятельности (банкротстве) рассматривается арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных документах. Оно возбуждается согласно заявлению должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа или прокурора.

 

 

 

Причины возникновения кризисной ситуации следующие:

1. Влияние внешних факторов макросреды, которые независимы от предприятия. Например, несовершенство финансовой, денежной, кредитной и налоговых систем, законодательной базы, высокий уровень инфляции.

2. Неэффективное управление внутренними факторами микросреды предприятия.

3. Использование предприятием стратегии, которая неадаптирована к внешним факторам макросреды.

4. Снижение рентабельности продукции.

 

Постановлением Правительства РФ от 25.06.03 г. «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» было определено, что анализ деятельности должника должен включать анализ как внешних, так и внутренних условий деятельности должника и рынков, на которых осуществляется анализ.

При анализе внешних условий проводится анализ общеэкономических условий. Региональных и отраслевых особенностей его деятельности. Особое внимание при этом уделяется влиянию государственной денежной политики, сезонным факторам, необходимости осуществления дорогостоящих природоохранных мероприятий, географического положения, экономическим и налоговым условиям региона.

Анализ внутренних условий включает в себя:

- производственный анализ экономической политики и организационно-производственной структуры должника;

- состав основного и вспомогательного производства;

- загрузку производственных мощностей;

- объекты непроизводственной сферы;

- перечень структурных подразделений и схему структуры управления предприятием;

- численность работников, фонд оплаты труда, средняя заработная плата;

- дочерние и зависимые общества;

- характеристику учетной политики должника, в том числе анализ учетной политики для целей налогообложения;

- характеристику систем документооборота, внутреннего контроля, страхования.

Анализ рынков представляет собой анализ данных о поставщиках и потребителях.