Инициатива и назначение референдума

Виды референдума

Референдум и плебисцит

Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, то есть это обращение к избирательному корпусу для окончательного решения, как правило, законодательного или конституционного вопроса. Это обращение может исходить от парламента, главы государства в случае решения общенациональных вопросов или от местных властей для решения местных вопросов.

Разновидностью референдума является плебисцит (название происходит от латинского выражения «плебисцитум» – означающего решение народа). С формально-юридической точки зрения, т.е. инициатива и процедура проведения, порядок подсчета голосов, юридическая сила решений, принятых на нем, референдум и плебисцит не имеют различий. В США не делают различий между этими понятиями. Во Франции же плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В таких странах плебисцит – это голосование избирателей по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносное решение, например, о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, о доверии лидеру страны.

По предмету, то есть по вопросам, выносимым на референдум, различаются:

· конституционные референдумы;

· законодательные;

· международно-правовые;

· административно-правовые;

· референдумы по финансовым вопросам;

· об изменении границ территориальных единиц.

Законодательство ряда стран ограничивает круг вопросов, выносимых на референдум. В Италии не выносятся на референдум законы о налогах, бюджете, амнистии, помиловании, ратификации международных договоров. Выносимый на референдум вопрос или их совокупность – это формула референдума.

По степени обязательности:

· факультативные;

· обязательные.

Факультативный референдум проводится при наличии установленной законом инициативы.

Проведение обязательного референдума проводится тогда, когда иным образом решение по данному вопросу не может быть принято.

Так, изменение федеральной Конституции Швейцарии возможно только на референдуме.

По времени проведения референдумы могут быть:

· дозаконодательными;

· послезаконодательными.

Дозаконодательные референдумы являются консультативными; послезаконодательные – утверждающими.

По правовым последствиям:

· консультативные;

· постановляющие.

По месту проведение:

· общегосударственные;

· региональные;

· местные.

Право назначать общегосударственный референдум принадлежит главе государства или парламенту, которые делают это по своей инициативе, либо по инициативе других уполномоченных субъектов: правительства, группы депутатов парламента, региональных органов власти, группы избирателей.

Местные референдумы проводятся, как правило, по инициативе местных представительных органов или группы избирателей.

Референдум по инициативе избирателей называется петиционным, поскольку группа избирателей должна подписать петицию с требованием повести народное голосование по определенному вопросу.

Референдумы не поводятся в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, а также дважды по одному вопросу.