Политические отношения

Духовно-культурные отношения

В демократических странах эта сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в меньшей степени по сравнению с другими элементами общественного строя.

Духовно-культурные отношения в обществе – это отношения между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения обусловлены существующей системой политических, экономических, социальных отношений. Предмет этих отношений: наука, искусство, образование, религия. Данные отношения оказывают воздействие на другие элементы общественного строя, например, религия нередко приобретает политический характер, в частности, в исламском мире.

Задача государства и конституционного права заключается в обеспечении наилучших условий для духовно-культурного развития общества.

Так ст.27 Конституции Испании гарантирует всем право на образование, основное обучение устанавливается обязательным и бесплатным. На публичные власти возлагаются конкретные обязанности в этой сфере.

Важнейшим институтом духовно-культурных отношений является религия.

Взаимодействие религии и конституционного права осуществляется в виде конституционно-правового регулирования свободы совести, а также регулирования отношений между государством и церковью.

В светских государствах в той или иной форме провозглашается отделение церкви от государства. Согласно ст.41 Конституции Португалии 1976 года «Церкви и религиозные общины отделены от государства и свободны в своей организации, деятельности и отправлении культа».

В Конституциях клерикальных государств устанавливается иной подход. Согласно ст.4 Конституции Дании 1953 года «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и пользуется поддержкой государства».

Конституционное право, как правило, гарантирует равноправие вероисповеданий, а также защищает религиозные меньшинства.

 

Политические отношения – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе. В своей совокупности политические отношения образуют политическую систему, под которой следует понимать комплексный конституционно-правовой институт, включающий в себя: государство, политический режим, политические партии, местное самоуправление, идеологию, а также сложившийся порядок отношений между ними.

Концентрированным выражением конституционных основ политической системы общества является конституционная формула государства, в которой выражаются основные характеристики государства. Закрепляется эта формула в первых статьях конституций. Так ст.1 Конституции Франции гласит, что «Франция является неделимой, светской, демократической Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания».

Конституционная формула государства выражает, прежде всего:

· форму правления, под которой понимается организация верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

· форму государственно-территориального устройства – федерация или унитарное государство.

· форму государственного и политического режима.

Под государственным режимом следует понимать методы и способы осуществления государственной власти: абсолютизм, парламентаризм, министериализм, дуализм и другие.

Политический режим, являясь важнейшим элементом политической системы представляет собой формы и способы осуществления политической власти, в том числе государственной, партийной, общественной. Это понятие гораздо более емкое, чем государственный режим.

Фактически политический режим есть совокупность реально существующих общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления политической власти.

Это функциональная характеристика власти. Именно недемократический политический режим зачастую является причиной фиктивности конституционных положений. В зависимости от уровня политической свободы человека, реального существования политических институтов, позволяющих влиять человеку на управление обществом и государством, политические режимы классифицируются на:

· демократический;

· авторитарный;

· тоталитарный;

· либерально-демократический.

Для демократического политического режима присущи следующие признаки:

· формирование представительных органов власти осуществляется путем свободных выборов.

· наличие широкого круга прав и свобод человека в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты.

· провозглашение и реальное осуществление политического и идеологического плюрализма.

· практическая реализация принципа разделения властей.

Авторитарным политическим режимам присуще:

· продекларированные в конституции права и свободы человека ограничиваются или не соблюдаются.

· принцип идеологического и политического плюрализма сводится к минимуму – существует официальная идеология, закрепленная конституцией, дозволяется деятельность лишь нескольких проправительственных партий.

· упоминаемый в конституции принцип разделения властей на практике отсутствует. Господствует исполнительная власть.

· выборы выполняют роль прикрытия фактической назначаемости (Сирия, Египет, Зимбабве).

Тоталитарный политический режим характеризуется тем, что:

· полностью отвергается разделение властей – господствует идея единства власти во главе с фюрером, каудильо, пожизненным президентом.

· полное отсутствие политического и идеологического плюрализма.

· как правило, существует одна правящая партия, верхушка, которой принимает все общественно-значимые решения.

· права человека и гражданина ограничиваются законом, либо фактически не осуществляются (Судан, Мьянма, Ливия).

Либерально-демократический режим существует в странах, находящихся на стадии перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Ему присущи черты как демократического, так и недемократического режимов, например, ЮАР, Камбоджа. В Конституции Камбоджи зафиксировано, что «Королевство Камбоджа осуществляет политику либеральной демократии и плюрализма» (ст.51).

Большинство современных конституций включают в конституционную формулу государства такие важнейшие понятия как: правовое, социальное, светское государство, народный и государственный суверенитет. Так Основной закон Германии, характеризуя ФРГ как правовое государство, устанавливает в ст. 1 обязательность закрепленных в Конституции основных прав и свобод для законодательной власти и правосудия. Основные права являются непосредственно действующим правом. Конституция Франции установила основной принцип республики: «Правление народа по воле народа и для народа».

Проведенный в 1999 году опрос по всей планете показал, что лишь 61,2% населения Земли считает, что их страны управляются по воле народа. При этом в странах Западной Европы так считают 37%, а в России лишь 3%.