Понятие конституционного контроля, органы его осуществляющие

Институт конституционного контроля

 

Важность регулируемых конституцией общественных отношений, ее верховенства в системе правовых актов, соответствия иных актов и норм нормам конституции требуют ее особой правовой охраны.

Под правовой охраной конституции понимается совокупность средств и способов, с помощью которых достигается соблюдение режима конституционной законности и соответствие конституции всех правовых актов. Существуют несколько способов правовой охраны конституции.

Непосредственные способы охраны (защиты) конституции: согласно Конституциям Германии, Словакии и других стран – народ в целом, каждый гражданин вправе воспрепятствовать посягательствам на конституционный строй;

Существует ответственность должностных лиц за нарушения конституции;

Применяются репрессивные меры с целью пресечения нарушений конституции. К ним можно отнести: запрещение судом деятельности политических партий, подрывающих конституционный строй; введение чрезвычайного положения.

Наконец, существуют и такие формы охраны конституции как конституционный контроль и конституционный надзор.

Под конституционным контролем понимается такая система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа.

Конституционный надзор – это система отношений между органами публичной власти, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и может только приостановить действие его акта. Кроме того, надзор – это есть постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа. Контроль же это проверка проводимая либо по запросу, либо инициативе контролирующего органа выборочно.

Предметом нашего рассмотрения является конституционный контроль.

Конституционный контроль впервые появился в США в 1803 году, когда Верховный Суд этого государства объявил, что федеральная Конституция – высший закон страны и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным.

Конституционный контроль в зависимости от того, какие органы его осуществляют, подразделяется на неспециализированный и специализированный.

Неспециализированный конституционный контроль осуществляют: глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими своими функциями.

Американская система конституционного контроля возникшая исторически раньше европейской основана на неспециализированном конституционном контроле и носит децентрализованный характер. При этой системе конституционность законов и других актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел. Если суд признает закон неконституционным и дело доходит до Верховного суда, решение последнего по вопросу о конституционности закона обязательно для всех судов.

В отличие от США, Аргентины, Норвегии, Японии, где конституционность закона вправе проверить любой суд, то, например, в Австралии, Индии, Мальте это право принадлежит только Верховному суду, после того как дело поступит в него, будучи рассмотренным нижестоящим судом.

Европейская система конституционного контроля предполагает учреждение специальных судебных или квазисудебных органов конституционного контроля. К ним относятся:

Конституционные Суды в Германии, Италии и других странах, которые формируются при участии разных ветвей власти. Судьи в них назначаются на один срок, как правило, не более 12 лет, с постепенной ротацией членов суда;

Палаты конституционных гарантий и Палаты конституционного правосудия (Колумбия, Перу), которые работают либо независимо, либо в составе Верховного суда страны;

Конституционные советы во Франции, Казахстане, Тунисе, члены которых назначаются Президентом и председателями палат парламента;

В исламских странах это конституционно-религиозные советы, следящие за соответствием закона не только Конституции, но и Корану. В Иране таким органом является Охранительный совет, образованный не только их обычных юристов, но и из правоведов ислама. Согласно ст.94 Конституции Ирана все законы, принятые Парламентом страны направляются в этот Совет, который в случае признания их несовместимыми с требованиями Корана и Конституции возвращает в Парламент на пересмотр.

Охранительный совет под предлогом противоречия Корану отклонил законы о труде, аграрной реформе, монополии внешней торговли.

Специализированные органы конституционного контроля часто обладают также иными полномочиями:

· в Италии рассматривают по существу обвинения выдвинутые Парламентом против Президента;

· во Франции наблюдают за проведением референдума и объявляют его результаты;

· в Испании рассматривают конфликты по вопросам компетенции между центральными и областными органами;

· в Албании, Египте, Польше дают толкование конституции и представляют заключения высшим органам государства по конституционным вопросам;

· в Германии объявляют неконституционными политические партии;

Конституции и законодательство зарубежных стран устанавливают, что в органы конституционного контроля могут обращаться:

· высшие органы государства и должностные лица;

· субъекты федерации и автономного образования;

· группы депутатов и сенаторов;

· суды;

· уполномоченные по правам человека;

· граждане, если нарушены их конституционные права – обычно после рассмотрения дела в суде общей юрисдикции.