Акт и трансакция.

 

Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия - актов, или действий. Действие состоит из четырех фаз: фаза побуждения, фаза уточнения ситуа­ции, фаза непосредственного действия и фаза завершения.Фаза по­буждения или импульс включает в себя первые стимулы к обще­нию. Это может быть приближение знакомого человека, звонок по телефону и т.д. На этой фазе происходит переключение чело­века от одного действия к другому. Вторая фаза связана с воспри­ятием другого человека, ситуации и информации. На последней стадии происходит сворачивание действия и восстановление равновесия индивида с окружающей средой.

Э.Берн для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакция представляет собой взаи­модействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выде­лено три основных эго-состояния, в которых может находиться человек. Эго-состояние «родитель» проявляется в стремлении че­ловека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.д. Основная тенденция поведения человека в данном состоянии - долженство­вание. Эго-состояние «взрослый» обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы. Эго-состояние «ребенок» связано с эмоцио­нальными переживаниями индивида.

Еще задолго до появления теории Э.Берна отечественный пси­холог А.Ф.Лазурский, разрабатывая в начале века проблемы ха­рактерологического анализа социальных проявлений личности, выделил три основные психические функции - интеллект, волю и чувство.

 

Наблюдатель, наблюдаемый.

 

Способами получения сведений могут быть 1) непосредственное (прямое) наблюдение, когда наблюдатель регистрирует непосредственно наблюдаемые факты; 2) косвенное (опосредованное), когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

По типу связи наблюдателя и наблюдаемого виды наблюдения разделяются на невключвнное и включенное. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При включенном наблюдении задается степень осведомленности наблюдаемых: а) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; б) наблюдаемые не знают об этом. Важно отметить, что включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы.

Условия проведения наблюдения могут быть полевыми (в естественных условиях) и лабо­раторными (с применением специального оборудования).

 

По признаку плановости наблюдений различаются 1) неформализованные (свободные), не имеющие заранее установленных рамок, программы и процедуры его проведения. Оно может менять предмет, объект и характер наблюдения в зависимости от желания наблюдателя. 2) Формализованное (стандартизированное) наблюдение ведется по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения.

По признаку частоты применения метода наблюдений они бывают: постоянными, повторными, однократными, многократными.

Наконец, способ получения информации определяет собой прямое (непосредственное, когда сам исследователь проводит наблюдение) и косвенное (опосредованное, через описание явлений другими людьми, наблюдавшими их).

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. То, что наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционирова­нии, в его живых, многогранных связях и проявлениях несомненно является его достоинством. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуаций; делать точные замеры. Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий исследователем.

 

Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях. А. А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

 

1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

 

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

 

3. Ошибки центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

 

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

 

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

 

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

 

Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их.