Социальная работа в планировании семьи
Лекция 24
Что сделано?
Что делать?
- Нужны профилактические меры;
- Совершенствование законодательства, связанные с махинациями, при покупке, обмене и продаже жилья.
А)совершенствование в отношении бывших заключенных
Б)в отношении детей из дет дома
3. Необходимо регулировать миграционные потоки и усовершенствовать практику.
4.Совершенствование методов социального контроля:
А)необходимо замещение наиболее опасных форм социальных патологий, общественно полезными или нейтральными формами социальной активности.
Б)необходимо сужение репрессивных мер воздействия и либерализация содержания заключенных в тюрьмах и колоний, при отказе принудительного труда.
5.Нужно строить дешевое жилье и привести в соответствии оплаты за жилье с его качеством.
6.Нужно изменять менталитет россиян, чтобы они были более терпимыми к инакомыслящим.
7.Необходима подготовка кадров, способных работать с представителями соц. Дна.
Согласно Р.З предусмотрены:
-дома ночного пребывания;
-социальные гостиницы;
-дома интернаты;
-реабилитационные центры;
У каждого из них свои задачи и функции. Дома ночного пребывания: бездомные могут получить ночлег; талоны на одноразовое питание, но не более 10 суток в год; возможность подмыться; сменить одежду; восстановить утраченные документы; получить консультацию.
В домах интернатах в основном находятся бывшие заключенные или люди из психических лечебниц. Мужчины старше 60 лет; женщины-55 лет и инвалиды I, II группы старше 18 лет.
Социальные гостиницы: оказываются посреднические услуги по трудоустройству и восстановлению документов. Одновременно проходят реабилитации: медико – социальные, социально – экономические, социально – правовые, социально – психологические, социальное обслуживание. Сегодня с этой категорией работают религиозные организации, а также создаются фоны, помощи.
В России до настоящего времени одним из главных методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта. Хотя по официальным данным абсолютное и относительное число абортов в последние годы снижается в результате проводимых мероприятий в рамках федеральной программы «Планирование семьи», эти показатели остаются высокими. Из трех беременностей только одна завершается родами. В стране ежегодно прерывается свыше 170 тыс. первых беременностей. У женщин в возрасте 15—19 лет на 100 рождений приходится около 130 абортов.
Высокий уровень абортов, недостаточная информированность населения о безопасных для здоровья методах контрацепции, рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди детей и подростков, обусловливают социальную значимость проблемы планирования семьи. На решение этих задач нацелена федеральная программа «Планирование семьи», которая предусматривает создание в Российской Федерации службы планирования семьи.
Основой нормативной правовой базы формирования службы планирования семьи стали приказы Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации» от 15 ноября 1991 г. № 186, «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997—1998 гг.» от 26 ноября 1997 г. № 392.
В 2000 г. в Российской Федерации действовало более 320 центров планирования семьи и репродукции. В лечебно-профилактических учреждениях создаются кабинеты планирования семьи.
Центры планирования семьи и репродукции организуются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, иногда функционируют в качестве структурных подразделений больниц, перинатальных центров, родильных домов, диагностических центров.
Численность персонала, работающего в центрах, составляет в среднем 20—30 человек. Среди врачей, работающих в центрах планирования семьи и репродукции, подавляющее большинство составляют акушеры-гинекологи, прошедшие специальную подготовку по вопросам контрацепции, бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной помощи детям и подросткам. В центрах работают врачи-урологи, ведущие прием по андрологии, сексопатологи, генетики, а также психотерапевты, эндокринологи, невропатологи.
В ходе реализации проектов по проблемам молодежи Всероссийская ассоциация «Планирование семьи» пришла к выводу о необходимости развития в стране специальных медико-педагогических центров для работы с подростками. Такие центры создаются в регионах распоряжением местных органов исполнительной власти, правовой статус определяется с учетом региональных особенностей. Основные направления деятельности центров:
· целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи, сексуальному воспитанию и поведению подростков на уровне общества и семьи;
· оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи;
· индивидуальный подбор контрацепции с последующим наблюдением;
· лечение и профилактика болезней, передаваемых половым путем, и ВИЧ- инфекции, включая экспресс-диагностику;
· решение проблем психосексуальных взаимоотношений; правовая помощь;
· подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в области планирования семьи и полового образования;
· обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;
· работа с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов о работе центра;
· индивидуальная работа с трудными подростками, с неблагополучными семьями и инвалидами по оказанию помощи по планированию семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;
· амбулаторное прерывание беременности с последующим подбором контрацепции;
· привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе.
Определяя место и роль социального работника в службе планирования семьи, В.И. Краснопольский, И.С. Савельева, И.И. Соколова считают, что в обязанности специалиста социальной работы в области планирования семьи могут быть включены:
· разработка совместно с врачом индивидуальных планов социальной реабилитации подростков после прерывания непланируемой беременности;
· оказание психологической помощи на разных этапах беременности, в послеродовом периоде;
· формирование у подростков и других клиентов ответственности за репродуктивное здоровье, социальное поведение и поведение партнера, разработка и организация мероприятий по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству;
· выявление лиц, испытывающих негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы, оказание им необходимой помощи, проведение с ними индивидуальной работы по сексуальному поведению и ответственности за планирование семьи;
· оказан не содействия детям и взрослым, нуждающимся в устройстве в лечебные учреждения по профилю планирования семьи, в получении материальной, социально-бытовой и иной помощи, потребность в которой связана с беременностью и рождением ребенка;
· направление на консультации по вопросам планирования семьи, оказание психологической и социальной помощи молодым супругам, бесплодным семьям;
· информирование о правах беременных женщин, льготах для беременных женщин и женщин, имеющих детей;
· организация взаимодействия учреждения со средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к проблемам планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья женщин, детей и подростков, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, сексуального образования подростков;
· обеспечение взаимодействия различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной помощи населению, связанной с планированием семьи;
· взаимодействие со специалистами системы образования, социальной защиты населения и др.
Вопросы и задания
1. В чем общность и различие понятий «социальная работа в здравоохранении» и «медико-социальная работа»?
2. Каковы основные функции специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению?
3. Определите особенности наркологических заболеваний как социальной патологии.
4. Какова специфика технологий социальной работы в области наркологии?
5. В чем заключаются особенности социальной работы в области онкологии?
6. Какие функции может выполнять специалист социальной работы при оказании помощи в области планирования семьи?
7. Составьте реферат на тему «Хоспис как форма организации паллиативной помощи умирающим больным».