Основные понятия в управлении персоналом

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием»

Выполнили: студентки

5 курса, группы М-09

Киселева А.А.

Климкина М.Е.

Преподаватель:

д. т. н., проф. Балоян Б.М

Дата защиты:

«____»_____________2013г.

Оценка: __________________

 

Дзержинский


СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................3

1 Система управления персоналом. Литературный обзор.

1.1 Основные понятия в управлении персоналом.......................................4

1.2 Принципы и методы управления персоналом…………………………8

1.3 Функциональное разделение труда……..…………………………….16

1.4 Организационная структура службы управления персоналом……...19

1.5 Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом……………………………………………….26

2 Руководство и лидерство в организации

2.1 Организационная культура…………………………………………..….29

2.2 Определение характеристик будущих руководителей……………..…30

2.3 Управленческие качества лидера…………………………………….....33

2.4 Анализ показателей лидерства среди студентов филиала «Угреша»..39

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованных источников……………………………...……………43

Приложения……………………………………………………..……………….44

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Персонал является одним из наиболее сложных объектов управления в организации, поскольку в отличие от материальных факторов производства персонал обладает возможностью принимать решения и критически оценивать предъявляемые к ним требования. Персонал также имеет субъективные интересы и чрезвычайно чувствителен к управленческим воздействиям, реакция на которые не определена.

Актуальность данной курсовой работы заключается висследовании принципов, методов и видов организационных структур управления персоналом в современных организациях. Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием.

Практическая значимость работы заключается в анализе принципов управления, используемых современными руководителями, а так же в проведении исследования существующих организационных структур служб управления персоналом предприятий различного профиля.

Целью курсовой работы является изучение понятия, основных принципов, методов управления персоналом и видов организационных структур кадровых служб на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ литературных источников;

-освоить принципы и методы управления персоналом на предприятии;

- рассмотреть основные виды организационных структур служб управления персоналом на предприятии;

- рассмотреть понятия лидерства и руководства в организационной культуре.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Основные понятия в управлении персоналом

Система управления персоналом — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом. [1] Принципиальная схема управления персоналом приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Принципиальная схема управления персоналом

В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон объекта управления (того, чем управляют) и субъекта управления (того, кто управляет) [1].

Объекты системы управления персоналом:

· работники;

· рабочие группы;

· трудовой коллектив.

Субъекты системы управления персоналом:

· функциональный управленческий персонал;

· линейный управленческий персонал.

Как правило, организации, нацеленные на реализацию функций управления персоналом, включают в себя подсистему линейного руководства организации, а также ряд функциональных подсистем управления персоналом.

В рамках такой системы происходит учет взаимосвязей между отдельными аспектами управления персоналом, который выражается в разработке конечных целей управления персоналом организации, в определении путей их достижения, а также в создании соответствующего механизма управления, обеспечивающего комплексное планирование и организацию управления персоналом организации. [1]

Механизм управления персоналом [2] включает следующие стадии: формирование, использование и стабилизация (рисунок 2).

Рисунок 2 - Механизм управления персоналом

Существуют различные модели построения системы управления персоналом [1] в организации. Применение той или иной модели для конкретной организации зависит от ее организационной структуры. Организационная структура определяет взаимоотношение (взаимоподчинение) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, а также проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей и т.д.

Организационная структура системы управления персоналом — это совокупность взаимосвязанных подразделений этой системы и должностных лиц.

Подразделения выполняют различные функции, их совокупность составляетслужбу управления персоналом (кадровую службу). Роль и место службы управления персоналом в структуре всей организации определяется ролью и местом каждого специализированного подразделения данной службы, а также организационным статусом ее непосредственного руководителя. [1]

Эффективность управления персоналом – это достижение организационных (прибыльность и стабильность предприятия) и индивидуальных (удовлетворенности трудом) целей.

Кадры в одно и то же время могут выступать как объектом, так и субъектом управления. Работники предприятия выступают объектом пото­му, что они являются частью производственного процесса. Поэтому пла­нирование, формирование, перераспределение и рациональное исполь­зование людских ресурсов на производстве составляют основное содер­жание управления персоналом и с этой точки зрения рассматриваются аналогично управлению материально-вещественными элементами произ­водства. [2]

К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом относятся: государство, и прежде всего те органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, профсоюзы.

Функции управления персоналом [1] (рисунок 3) осуществляются его субъектами – должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью.

Рисунок 3 - Функции службы управления персоналом на предприятии.

Функция планирования персонала заключается в разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализе кадрового потенциала организации и рынка труда; организации кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале; поддержании взаимосвязей с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

Функция управления наймом и учетом персонала заключается в организации набора кандидатов на вакантную должность; организацию отбора (собеседования и оценки) и приема персонала; учете приема, перемещений, увольнений персонала; управлении занятостью, документационном обеспечении системы управления персоналом.

Функция оценки, обучения и развития персонала заключается в осуществлении обучения, переподготовки и в повышении квалификации персонала; введении в должность и адаптации новых работников; организации и проведении мероприятий по оценке персонала; управлении развитием карьеры.

Функция управления мотивацией персонала заключается в нормировании трудового процесса и тарификации оплаты труды; разработке систем материального и нематериального стимулирования, а также в применении методов морального поощрения персонала.

Функция управления социальным развитием заключается в организации питания в течение рабочего дня; обеспечении охраны здоровья и отдыха для сотрудников и их семей; организации развития физической культуры; организации социального страхования.

Функция правового обеспечения управления персоналом связана с решением правовых аспектов трудовых отношений, а также с согласованием распорядительных и иных документов по управлению персоналом.

Функция информационного обеспечения управления персоналом заключается в ведении учета и статистики персонала; информационном и техническом обеспечении системы управления персоналом; обеспечении персонала необходимой для работы научно-технической информацией.

Функция обеспечения нормальныхусловий труда включает в себя обеспечение и контроль соблюдения требований психофизиологии и эргономики труда, охраны труда и окружающей среды и т.д.

Функция линейного руководства заключается в том, что управление персоналом организации осуществляется в том числе и на уровне управления организации в целом. Данную функцию осуществляет не только служба УП, но и руководители всех уровней. [1]