ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНО- ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное архитектурное проектирование как деятельность имеет много общего с практическим архитектурным проектированием, однако в учебном процессе методы проектирования приобретают свою специфику. Во время обучения отношения между проектом и самой проектной деятельностью иные, нежели на практике: в реальном проектировании «процесс угасает в продукте» [3, т. 23, с. 191], тогда как в высшей архитектурной школе продукт не имеет самодовлеющего значения, а важен и процесс деятельности.
Методика архитектурного проектирования преобразует учебную деятельность в целенаправленный и программируемый процесс со своими целями, средствами и результатами.
Целью архитектурно-проектной деятельности является овладение студентом профессией архитектора и воспитание его как личности. В качестве средств архитектурно-проект- ной деятельности выступают знания по научным и техническим дисциплинам и приобретаемые в ходе обучения профессиональные и
творческие уменья, методы и операционная техника проектирования.
Общественно значимый результат деятельности — подготовка профессионала-архитекто- ра. Продукт деятельности — серия проектов — направлен на преобразование сознания студента, на формирование творческого мировоззрения, развитие композиционных способностей, становление его как личности (схема 7). К числу задач архитектурно-проектной деятельности относят также выработку художественного и эстетического вкуса и графического мастерства, развитие интеллекта студента, пространственного мышления и образного структурного воображения.
Процесс деятельности в течение всех лет обучения совершенствуется под влиянием своего собственного продукта — проекта. Каждый новый уровень образования предполагает возобновление циклов функционирования архитектурного проектирования при усложнении программ. Методика архитектурно-проектной деятельности вскрывает диалектический характер проектирования, сложную динамику познавательной и творческой деятельности: учитывает специфику учебной дисциплины проектирования, взаимоотношения педагога и студента и особенности психической деятельности учащегося.
В сферу учебного проектирования входят четыре фазы: первая фаза — творческий процесс, когда студент под наблюдением преподавателя сочиняет проект, стараясь создать функционально целесообразное и композиционно целостное произведение; вторая фаза — попытка студента критически оценить свой проект, увидеть его со стороны; третья фаза — просмотр проектов коллективом кафедры, качественная оценка проектов и учет успеваемости студентов; четвертая фаза — групповое и курсовое обсуждение проектов и устройство выставки как условие социально-культурной ориентации студентов.
2 14. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В обучении неразрывно связаны между собой три стороны: учебный предмет или содержание обучения; деятельность педагога — преподавание; деятельность учащихся — ученье [145, т. 2, с. 808]. Если рассматривать взаимоотношения педагога и студента как две системы -—«регулятор» (педагог) и «регулируемый объект» (студент), то можно представитьих взаимоотношения как действие одной системы на другую путем прямых и обратных связей. Процесс обучения — это взаимодействие систем, при котором одна из них управляет изменениями другой системы, определяет характер, направление и темп этих изменений [107]. Всякое взаимодействие можно рассматривать как передачу информации [14]. Структура обучения полностью раскрывается при включении во взаимоотношения педагога и студента объекта проектирования'. Тогда процесс обучения архитектурному проектированию будет замкнутой цепью взаимодействия педагога, студента и проектируемого объекта (схема 8). Механизм обратных связей между учеником и педагогом обеспечивает выполнение необходимых операций — целесообразное поведение студента при минимуме «помех»— погрешностей в понимании студентом советов педагога.
Преподавание архитектурного проектирования заключается в консультации и руководстве творческой работой студентов, в осмыслении и переработке программного материала, передаче студенту информации различными способами. Главные из них — речевые сообщения, ссылка на аналог, наброски на полях чертежа, схемы или непосредственное исправление эскиза студента. Графическая форма передачи информации естественна для архитектора, поскольку его профессиональное отношение к миру формируется преимущественно на основе зрения [119, с. 7—8]. Деятельность педагога в процессе учебного проектирования заключается в снижении содержащихся в проектных эскизах студентов случайностей, неопределенности и неупорядоченности. Сообще-
1 Самый процесс познания, мышления есть процесс непрерывного взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом, с объективным содержанием решаемой задачи [168, с. 12].
ние педагога может относиться ко всей группе учащихся, тогда студент применительно к своему решению должен преобразовать информацию и сделать из нее соответствующий вывод. Педагог разбирает учебное задание, ситуацию и вырабатывает вместе со студентами целевую установку. Организуя работу в группе, педагог ставит перед студентами общие задачи в соответствии с этапами творческого процесса, раскрывает содержание и противоречивый характер проектирования, побуждает студентов к творческой деятельности. Педагог использует различные методы на разных этапах обучения, демонстрирует свое профессиональное мастерство, предвидит пути возможного развития проектного замысла, проверяет, контролирует работу студента и оценивает его проектные предложения.
Учебное архитектурное проектирование организуется педагогом-архитектором через связи управления, регулирования и корректировку средств деятельности студента.
Обучение проектированию в общем виде содержит: восприятие, наблюдение и опыт. Восприятие в процессе учения связано с приемом сообщения, осмыслением, отбором, ассоциированием и накоплением информации, ее воспроизведением и творческой переработкой. Наблюдение включает внутренний мыслительный поиск и анализ предполагаемого решения, носит разведывательный, познавательный характер. Опыт, в процессе которого внутренний поиск сочетается с процедурой проектирования, характерен приобретением навыков и умений.
Специфика обучения архитектуре состоит в преобладании самостоятельной поисковой деятельности учащегося, что обеспечивает развитие способностей и овладение творческим методом проектного моделирования. В творческой деятельности объединяется преобразовательная и познавательная активность студента, формируются его ценностные ориентации.
В процессе архитектурного проектирования собственные поиски студента корректируются архитектором-педагогом, что повышает продуктивность творческой деятельности. Советы педагога, направленные на развитие проектного замысла, раскрывают перед студентом пути творческой разработки программы. Полученную информацию студент преобразует в проектное решение.