ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНО- ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное архитектурное проектирование как деятельность имеет много общего с прак­тическим архитектурным проектированием, однако в учебном процессе методы проекти­рования приобретают свою специфику. Во время обучения отношения между проектом и самой проектной деятельностью иные, неже­ли на практике: в реальном проектировании «процесс угасает в продукте» [3, т. 23, с. 191], тогда как в высшей архитектурной школе про­дукт не имеет самодовлеющего значения, а важен и процесс деятельности.

Методика архитектурного проектирования преобразует учебную деятельность в целе­направленный и программируемый процесс со своими целями, средствами и результатами.

Целью архитектурно-проектной деятель­ности является овладение студентом профес­сией архитектора и воспитание его как лич­ности. В качестве средств архитектурно-проект- ной деятельности выступают знания по науч­ным и техническим дисциплинам и приобретае­мые в ходе обучения профессиональные и

творческие уменья, методы и операционная техника проектирования.

Общественно значимый результат деятель­ности — подготовка профессионала-архитекто- ра. Продукт деятельности — серия проектов — направлен на преобразование сознания сту­дента, на формирование творческого мировоз­зрения, развитие композиционных способнос­тей, становление его как личности (схема 7). К числу задач архитектурно-проектной дея­тельности относят также выработку художест­венного и эстетического вкуса и графического мастерства, развитие интеллекта студента, пространственного мышления и образного структурного воображения.

Процесс деятельности в течение всех лет обучения совершенствуется под влиянием сво­его собственного продукта — проекта. Каждый новый уровень образования предполагает во­зобновление циклов функционирования архи­тектурного проектирования при усложнении программ. Методика архитектурно-проектной деятельности вскрывает диалектический ха­рактер проектирования, сложную динамику познавательной и творческой деятельности: учитывает специфику учебной дисциплины про­ектирования, взаимоотношения педагога и сту­дента и особенности психической деятельнос­ти учащегося.

В сферу учебного проектирования входят четыре фазы: первая фаза — творческий про­цесс, когда студент под наблюдением препода­вателя сочиняет проект, стараясь создать функ­ционально целесообразное и композиционно целостное произведение; вторая фаза — по­пытка студента критически оценить свой про­ект, увидеть его со стороны; третья фаза — просмотр проектов коллективом кафедры, ка­чественная оценка проектов и учет успевае­мости студентов; четвертая фаза — групповое и курсовое обсуждение проектов и устройство выставки как условие социально-культурной ориентации студентов.

2 14. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

В обучении неразрывно связаны между со­бой три стороны: учебный предмет или содер­жание обучения; деятельность педагога — преподавание; деятельность учащихся — уче­нье [145, т. 2, с. 808]. Если рассматривать взаи­моотношения педагога и студента как две сис­темы -—«регулятор» (педагог) и «регулируе­мый объект» (студент), то можно представитьих взаимоотношения как действие одной сис­темы на другую путем прямых и обратных свя­зей. Процесс обучения — это взаимодействие систем, при котором одна из них управляет изменениями другой системы, определяет ха­рактер, направление и темп этих изменений [107]. Всякое взаимодействие можно рассмат­ривать как передачу информации [14]. Струк­тура обучения полностью раскрывается при включении во взаимоотношения педагога и студента объекта проектирования'. Тогда про­цесс обучения архитектурному проектирова­нию будет замкнутой цепью взаимодействия педагога, студента и проектируемого объекта (схема 8). Механизм обратных связей между учеником и педагогом обеспечивает выполне­ние необходимых операций — целесообразное поведение студента при минимуме «помех»— погрешностей в понимании студентом советов педагога.

Преподавание архитектурного проектиро­вания заключается в консультации и руковод­стве творческой работой студентов, в осмыс­лении и переработке программного материа­ла, передаче студенту информации различны­ми способами. Главные из них — речевые со­общения, ссылка на аналог, наброски на полях чертежа, схемы или непосредственное исправ­ление эскиза студента. Графическая форма пе­редачи информации естественна для архитек­тора, поскольку его профессиональное отно­шение к миру формируется преимущественно на основе зрения [119, с. 7—8]. Деятельность педагога в процессе учебного проектирования заключается в снижении содержащихся в про­ектных эскизах студентов случайностей, неоп­ределенности и неупорядоченности. Сообще-

1 Самый процесс познания, мышления есть процесс непрерывного взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом, с объективным содержанием решаемой задачи [168, с. 12].

ние педагога может относиться ко всей группе учащихся, тогда студент применительно к сво­ему решению должен преобразовать инфор­мацию и сделать из нее соответствующий вы­вод. Педагог разбирает учебное задание, си­туацию и вырабатывает вместе со студентами целевую установку. Организуя работу в группе, педагог ставит перед студентами общие задачи в соответствии с этапами творческого процесса, раскрывает содержание и противоречивый ха­рактер проектирования, побуждает студентов к творческой деятельности. Педагог исполь­зует различные методы на разных этапах обу­чения, демонстрирует свое профессиональное мастерство, предвидит пути возможного раз­вития проектного замысла, проверяет, конт­ролирует работу студента и оценивает его проектные предложения.

Учебное архитектурное проектирование организуется педагогом-архитектором через связи управления, регулирования и корректи­ровку средств деятельности студента.

Обучение проектированию в общем виде содержит: восприятие, наблюдение и опыт. Восприятие в процессе учения связано с прие­мом сообщения, осмыслением, отбором, ас­социированием и накоплением информации, ее воспроизведением и творческой переработ­кой. Наблюдение включает внутренний мыс­лительный поиск и анализ предполагаемого решения, носит разведывательный, познава­тельный характер. Опыт, в процессе которого внутренний поиск сочетается с процедурой проектирования, характерен приобретением навыков и умений.

Специфика обучения архитектуре состоит в преобладании самостоятельной поисковой деятельности учащегося, что обеспечивает развитие способностей и овладение творче­ским методом проектного моделирования. В творческой деятельности объединяется пре­образовательная и познавательная активность студента, формируются его ценностные ориен­тации.

В процессе архитектурного проектирования собственные поиски студента корректируются архитектором-педагогом, что повышает про­дуктивность творческой деятельности. Советы педагога, направленные на развитие проектно­го замысла, раскрывают перед студентом пути творческой разработки программы. Получен­ную информацию студент преобразует в про­ектное решение.