План лекции.

Таблица 2 Анализ пользования учебными абонементами библиотеки

План.

Тема: 2.2. Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение.

Литература

Расчет эффективной ставки сложных процентов при выдаче ссуды по сложной процентной ставке

Пусть i – сложная процентная ставка, п – период начисления, iэ – эффективная ставка сложных процентов. Банк выдает ссуду на срок п по ставке i, удерживает с нее долю комиссионных h и хочет выяснить доходность этой операции. Наращенные суммы равны:

P(1 + i)n = (P – hP)(1 + iэ)n

Отсюда (1 + i)n = (1 – P)(1 + iэ)niэ = .

 

Пример 68. При выдаче кредита на n = 3 года по сложной процентной ставке i = 12% годовых удерживаются комиссионные h = 1% суммы ссуды. Определим доходность этой операции в виде эффективной ставки сложных процентов.

Доходность операции равна:

iэ = = (1 + 0,12) 0,124 (= 12,4% годовых).

Задача 68. При выдаче кредита на n = 2 года по сложной процентной ставке i = 14% годовых удерживаются комиссионные h = 2% суммы ссуды. Определить доходность этой операции в виде эффективной ставки сложных процентов.

 

Замечание. Аналогично вышесказанному разбираются и другие возможные случаи.

1. Дульцин М. С. Успехи советской гематологии за 50 лет // «Проблемы гематологии и переливания крови». – 1967. – т. 12, № 10.

2. Кассирский И.А. и Алексеев Г.А. Клиническая гематология. – М., 1970;

3. Heilmeyer L., Hittmair A., Handbuch der gesamten Hamatologie. – Bd 1-5, 1957-64.

1. Общие сведения о гидросфере. Гидросфера, структура гидросферы.

2. Эпидемиологическое значение воды.

3. Химический состав воды.

4. Источники водоснабжения.

5. Самоочищение в гидросфере.

Вода - драгоценнейший дар природы. Это один из наиболее существенных природных компонентов большого биологического кругово­рота, на котором зиждется вся экологическая система. Вода занимает особе е положение среди природных богатств Земли - она незаменима. Иссякнут запасы металлов - быть может удастся обойтись пластмассами; нехватит растительных и животных белков - научатся получать синтетические. Даже вместо обычного воздуха пригодна в некоторых случаях искусственная смесь газов. Вода же будет необходима во все века и всюду, где существуют земные формы жизни.

Большинство природных ресурсов планеты, к сожалению, не восс­танавливается. Это относится, например, к нефти, углю, цветным и драгоценным металлам и др. Водные же ресурсы обладают замечательной особенностью-способностью к возобновлению в процессе круговорота в системе "океан-атмосфера-земля-океан".В природе работает гигантский механизм", возвращающий пресную воду, стекающую с материков в океаны и моря обратно на сушу. Этот механизм "запустила" в работу сотни миллионов лет назад энергия Солнца.

Из биологии нам известно, что жизнь зародилась в водной среде. Для многих видов животных и растений вода продолжает оставаться средой обитания. В процессе эволюции жизнь многих живых существ

переместилась на сушу. Несмотря на это, даже у самого высокоорга­низованного млекопитающего человека оплодотворение происходит в жидкой среде, зародыш все время своего развития окружен околоплодными водами.

Общее содержание воды в эмбрионах человека составляет 97%, в
организме взрослого человека 50-60 % от его матери, то естьдостигает40-45л.

Принято делить воду на внутриклеточную, ее в организме 72%, и внеклеточную – 28%. Внеклеточная вода размещена внутри сосудистого русла, она входит в состав крови, лимфы, спиномозговой жидкости, она заполняет межклеточное пространство.

Все процессы в организме, химические, физико-химические и др, осуществляются в водной среде. Вода в организме служит растворите­лем продуктов питания и обмена веществ, вода переносит растворенные в ней вещества, вода ослабляет трение между соприкасающимися поверх­ностями в теле человека, вода участвует в терморегуляции организма за счет испарения, вода имеет главное значение в выделительной функции организма.

В организм вода поступает через пищеварительный тракт в виде жидкости или воды, содержащейся в плотных пищевых продуктах. Незна­чительная часть воды образуется в самом организме в процессе обмена веществ.

При избытке в организме воды наблюдается водное отравление. При недостатке воды в организме нарушается обмен веществ. Человечес­кий организм не способен выполнить значительное обезвоживание. Потеря 1-1, 5л, воды уже вызывает необходимость восстановления водного баланса, сигналом чего является ощущение жажды. Если потери воды не восстанавливаются, то в результате нарушения физиологических проце­ссов снижается работоспособность, а при высокой температуре воздуха нарушается терморегуляция и возможен перегрев организма. Потеря води в количестве 15-20% массы тела может привести к смерти.

Без пищи, но при наличии воды человек может прожить до 2-х месяцев и более. Но при отсутствии воды он проживет всего несколько дней. Дело в том, что в результате жизнедеятельности в организме постоянно образуются экскреты, или как их сейчас модно называть «шлаки», которые отравляют организм.. Выделяются эти вещества только жидкостями организма, мочой, потом, испарением с по в. легких. Если экскреты не будут выделяться то наступит отравление организма собст­венными продуктами распада, что в конечном итоге приведет к смерти.

Баланс воды в организме складывается из ее потребления и выделения.

При нормальном физиологическом состоянии организм человека выделяет за сутки около 0,5л. с потом, такое же количество испаряется с поверхности легких, при дыхании несколько меньше - 0,4 л выделяе­тся с мочой. А из этого следует, что и поступить в организм должно столько же воды, то есть, около З л.

Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет жизни составляет 5От. минимум. С ростом численности населения на земном шаре потребность людей в воде резко возрастает. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 л. воды на одного человека.

2.Эпидемиологическое значение воды обусловлено тем, что она может явиться одним из важных путей распространения многих инфекционных заболеваний. Водным путем передаются холера, брюшной тиф, паратифы, бактериальная и амебная дизентерия, инфекционные энтериты, инф. гепатит и другие заболевания, в той числе вызываемые энтеровирусами. Возбудители этих заболеваний заражают воду при попадании в нее выделений больных и бацилоносителей. Причиной заражения воды могут быть также массовые купания, судоходство со сбросом нечистот в водоем, просачивание в подземные воды жидкости из выгребных туалетов и др.

Для того, чтобы возможность распространения инфекционных заболе­ваний через воду стала реальной, необходимо одновременное наличие трех условий. Первое условие - возбудители заболеваний должны попасть в воду источника водоснабжения. При современном развитии канализации населенных мест, наличии инфекционных больных и здоровых бактерионосителей это условие постоянно имеется. Второе условие - патогенные микроорганизмы должны сохранять жизнеспособность в водной среде в течение достаточно длительного времени. Несмотря на то, что для возбудителей инфекционных заболеваний характерен паразитический образ жизни, практические наблюдения и экспериментальные данные свидетель­ствуют о возможности их длительного существования вне организма чело­века, например, в водной среде. Большую роль играет количество попада­ющих микробов. Чем выше исходное заражение тем длительнее сроки выжи­вания.

Возбудители брюшного тифа и дизентерии сохраняются в течение 2-12 дней, а в замерзшей воде могут сохраняться в течение всей зимы. Еще более длительные сроки выживания холерных вибрионов. Считается, что они не только сохраняют жизнеспособность до 5 и более месяцев, но и размножаются, не только в речной, но и в водопроводной воде.

Третье условие - возбудители инфекционных заболеваний должны попасть с питьевой водой в организм человека. Это условие может

реализоваться при нарушении технологии на водозаборах или при неп­равильной эксплуатации водопроводной сети.

Косвенным показателем бактериального загрязнения воды является, кишечная палочка. Этот микроб является постоянным обитателем кишеч­ника человека. Во внешнюю среду выделяется с калом. Следовательно, бак.показатели (коли-титр, норма 300, и коли-индекс 3 и меньше), это ни что иное как допустимая норма фекального загрязнения воды.

 

 

3.Химический состав воды

В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет в себе большее количество различных элементов и соеди­нений, состав которых определяется условиями формирования воды, сос­тавом водоносных пород.

Воды с большим содержанием селей имеют солоноватый или горько­ватый привкус. Хлориды придают воде соленый привкус, а сульфаты горько­ватый. Вода с. повышенной минерализацией влияет на секреторную деятель­ность желудка, нарушает водно-солевое равновесие, в результате чего нарушается обмен веществ в организме (Предел минерализации 1000 мг/л).

Наличие солей кальция и магния обуславливает жесткость воды. С увеличением жесткости воды ухудшается кулинарная обработка проду­ктов, в жесткой воде плохо растворяется мыло и моющие средства, жесткая вода способна закупоривать, поры кожи что ведет к преждевре­менному ее увяданию, жесткая вода способствует образованию накипи в чайниках и др. Уже давно существовали предположения о роли солей, обусловливающих жесткость воды, в развитию мочекаменной болезни. В настоящее время урологами выделяются так называемые каменные зоны территории, на которых мочекаменная болезнь может считаться эндемическим заболеванием. Имеются данные, что вода с низким содержанием солей жесткости способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Результаты исследований свидетельствуют, что каждый элемент, содер­жащийся в питьевой воде, оказывает физиологическое развитие не сам по себе, а в сочетании с другими.

Наиболее изучено влияние на организм элементов фтора и йода, Эти химические элементы вымываются водой из почвы. Они способны вызывать эндемические заболевания. Недостаток йода вызывает эндеми­ческий зоб, недостаток фтора -кариес зубов, избыток фтора - флюороз. Подробное действие этих элементов рассматривается в главе "Почва"

 

В воде могут находиться и азотсодержащие химические вещества.. Наличие аммонийного азота и нитритов говорит о том, что в воде происходит разложение белковых остатков, трупов животных, мочи, фекалий. Нитраты представляют собой конечный продукт окисления ам­монийных селей. Наличие в воде нитратов при отсутствии аммонийных солей и нитритов указывает на сравнительна давнее попадание в воду азотсодержащих веществ, которые ; уже успели минерализоваться..

Обогащение воды, связанным азотам, нитратами, приводит к чрез­мерному росту водорослей. Колодцы начинают "цвести" из-за бурного развития сине-зеленых водорослей. Увеличение нитратов в открытых водоемах также приводит к чрезмерному росту водорослей. Отмирая, они подвергаются анаэробному бактериальному разложения. Это приводит к дефициту кислорода и гибели рыб и других водных животных. Это явление широко наблюдается в реках нашей страны. Сами нитраты, как известно, не способствуют образованию метгемоглобина. Их вредное действие проявляется тогда, когда под действием микрофлоры кишечника они восстанавливаются в нитриты. Всасывание нитритов приводит к повышению содержания метгемоглобина в крови.

В последние годы внимание экологов привлекают нитрозамины вещества, образующиеся при взаимодействии нитратов с алифатическими и ароматическими аминами. Эти соединения широко используют в про­мышленности. Нитрозамины являются весьма активными канцерогенами. Многообразие возможных путей поступления нитрозаминов в воду источ­ников хозяиснтвенно-питьевого водоснабжения, хорошая их растворимо­сть, придают питьевой воде значение одного из основных путей посту­пления нитрозаминов в организм человека.

Чаще всего природа наш естественный лекарь. Использование, в частности, влияния метеорологических условий лежит в основе климато- терапии. Здесь, кроме всего, хорошо известных основных друзей нашего здоровья - солнце, воздуха и воды, важная роль принадлежит и другим факторам - минеральным водам, лечебным грязям и др.

Главное в лечебном действии минеральных вод наличие в их сос­таве минеральных веществ. Широкие применение находят они при лече­нии заболеваний желудочно-кишечного тракта, лечении желчного пузыря, поджелудочной железы и др. Углекислые ванны дают, например хороший эффект при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Сероводородные ванны улучшают работу нервной, сердечно-сосудистой систем, оказывают благотворное влияние на течение обменных процес­сов.

В нашей стране некоторые минеральные Воды, лечебные грязи по своей природе уникальны.

Однако при использовании даров природы для укрепления здоровья совершенно необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, его возраст, характер недуга.

Наша планета богато снабжена водой. Гидросфера Земли содержит примерно 1,5 млрд.км3 , но более 96% из них - соленая вода морей и океанов, покрывающих почти 7% всей поверхности Земли.

Меньше 3% всех запасов .воды составляют пресные воды. Причем основные ее запасы - подземные и ледниковые. Ученые подсчитали что из огромных запасов воды на Земле только 1% годится для питья, причем 1/5 этих вод сосредоточена в Байкале.

Заманчивой кажется перспектива опреснения морской воды, коли­чество которой практически неограниченно, однако для ее опреснения требуется огромная энергия. Чем белее загрязняется окружающая среда, тем труднее удовлетворить потребности населения в воде. В то время как водоемы все больше загрязняются и вода утрачивает свою биологическую ценность, население мира увеличивается большими темпами. Возникает серьезное противоречие, которое необходимо разрешить.

 

 

4. Источники водоснабжения.

 

Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные воды (их доля составляет 68%) и подземные воды (32%).

Атмосферные воды (снег, дождевая вода) для хозяйственно-питьевого водоснабжения используют­ся только в маловодных районах, Заполярье и на Юге. Эта вода слабо минерализована, очень мягкая, содер­жит мало органических веществ и свободна от пато­генных микроорганизмов.

Подземные воды, располагаясь под землей, обра­зуют в зависимости от залегания несколько водонос­ных горизонтов.

Атмосферные осадки, фильтруясь через поры во­допроницаемых пород и скапливаясь над первым от поверхности водонепроницаемым пластом (глина, гранит, водонепроницаемые известняки), образуют первый водоносный горизонт, который называют грунтовые воды. Глубина залегания грунтовых в&ц в зависимости от местных условий колеблется от ]%^ 2 до нескольких десятков метров. При фильтрации вода освобождается от взвешенных частиц и микро­организмов и обогащается минеральными солями.

Грунтовые воды прозрачны, имеют невысокую цветность. Количество растворенных солей невелико, но повышается с увеличением глубины залегания. При мелкозернистых породах (начиная с глубины 5-6 м) вода почти не содержит микроорганизмов.

Грунтовые воды, благодаря их доступности широ­ко используются в сельских местностях путем устрой­ства колодцев.

Следует отметить, что первый водоносный горизонт легко загрязняется как патогенными микроорганизма­ми, так и токсическими химическими веществами при бытовом или техногенном загрязнении почвы.

 

 

Грунтовые воды могут проникать в область между двумя слоями породы — водоупорным ложем и во­доупорной крышей. Такие воды называются меж-пластовыми. В зависимости от местных условий меж­пластовые воды могут образовывать второй, третий, четвертый водоносные уровни. Вода на этих уровнях может заполнять все пространство и, если пробурить кровлю, поднимается на поверхность земли, а иногда даже изливается фонтаном. Такую воду называют ар­тезианской.

Межпластовые воды имеют стабильный минераль­ный состав, их температура колеблется в пределах 5-12° С. Однако встречаются подземные воды с избыт­ком солей: очень жесткие, соленые, горько-соленые, богатые фтором, железом, сероводородом или ра­диоактивными веществами.

В связи с тем, что межпластовые воды проходят длинный путь под землей, а сверху покрыты одним или несколькими водоупорными слоями, защищаю­щими их от загрязнения с поверхности почвы, они сво­бодны от бактерий и, как правило, могут использо­ваться для питьевого водоснабжения, не подвергаясь обеззараживанию. Благодаря постоянному и большо­му дебиту (от 1 до 20 м3/ч и больше), а также хорошему качеству межпластовые воды представляют луч­ший источник водоснабжения для водопроводов не­большой и средней мощности.

Подземные воды могут самостоятельно выходить на поверхность земли. Это — родники. Родники мо­гут быть образованы как грунтовыми, так и межплас-товыми водами. Качество родниковой воды в боль­шинстве случаев хорошее и зависит от водоносного горизонта, питающего родник. При правильном кап­таже — заключении воды в трубы с целью предот­вращения загрязнения и хорошо организованной пло­щадки водоразбора — эту воду можно использовать для питьевых целей.

Открытые водоемы — это озера, реки, ручьи, ка­налы и водохранилища. Все открытые водоемы под­вержены загрязнению атмосферными осадками, та­лыми и дождевыми водами, стекающими с поверхнос­ти земли. Особенно сильно загрязнены участки водоема, прилегающие к населенным пунктам и мес­там спуска бытовых и промышленных сточных вод. Для исключения эпидемиологической опасности вода всех открытых водоемов нуждается в тщательной про­верке.

Органолептические свойства и химический состав воды открытых водоемов зависят от ряда условий. Глинистые породы обусловливают высокую мутность, а открытые водоемы в заболоченных местностях ха­рактеризуются высокой цветностью.

Поверхностные воды, как правило, мягкие и сла­боминерализованные. Для них характерно изменение качества воды в зависимости от сезона (таяние сне­гов, ливневых дождей). При необходимости исполь­зовать открытый водоем для централизованного во­доснабжения предпочтение отдают крупным и проточ­ным водоемам, достаточно защищенным от загряз­нения сточными водами.

 

5. Самоочищение в гидросфере.

 

Каждый водоем — это сложная живая система, где обитают растения, специфические организмы, в том числе и микроорганизмы, которые постоянно размно­жаются и отмирают, что обеспечивает самоочищение водоемов. Факторы самоочищения водоемов много­численны и многообразны. Условно их можно разделить на три группы: физические, химические и биоло­гические.

Физические факторы — это разбавление, рас­творение и перемешивание поступающих загрязне­ний, осаждение в воде нерастворимых осадков, в том числе и микроорганизмов. Понижение температуры воды сдерживает процесс самоочищения, а ультра­фиолетовое излучение и повышение температуры воды ускоряет этот процесс.

Из химических факторов самоочищения следу­ет отметить окисление органических и неорганичес­ких веществ. Часто оценку самоочищения водоема дают по биохимической потребности кислорода (ВПК) и по конкретным соединениям в воде — угле­водородам, смолам, фенолам и др.

Санитарный режим водоема характеризуется прежде всего количеством растворенного в нем кис­лорода. Его должно быть не менее 4 мг/л в любой период года.

К биологическим факторам самоочищения во­доемов относится размножение в воде водорослей, плесневых и дрожжевых грибков. Кроме растений, самоочищению способствуют и представители живот­ного мира: моллюски, некоторые виды амеб.

Самоочищение загрязненной воды сопровождает­ся улучшением ее органолептических свойств осво­бождением от патогенных микроорганизмоЧ^Ско-рость самоочищения зависит от степени загрязнения воды, сезона года. При небольшом загрязнении вода в основном самоочищается за 3-4 суток.

Отрицательное влияние на процесс самоочищения оказывает загрязнение водоема химическими веще­ствами (азот, фосфор), ароматическими углеводоро­дами и нефтепродуктами. Самоочищение воды от нефти растягивается на длительное время (месяцы, а на реках с малым током даже на годы).

Санитарные правила предлагают выбирать источ­ники водоснабжения в следующем порядке:

1.Межпластовые напорные (артезианские) воды.

2.Межпластовые безнапорные воды.

3.Грунтовые воды.

4.Открытые водоемы.

Контрольные вопросы

1. По какой системе происходит возобновление воды в процессе ее круговорота ?

2. Что означает внутриклеточная и внеклеточная вода?

3. Какие важнейшие функции выполняет вода в организме?

4. Какое количество жидкости должен потреблять человек в сутки?

5. Какие условия необходимы для распространения инфекционных заболеваний через воду?

6. Как вы жжете определить мягкая или жесткая вода в вашем доме?

7. К каким последствиям приводит употребление воды с повышенной жес ткостью?

8. К каким последствиям приводит повышенное содержание нитратов в водоемах?

9. Как на организм человека влияют нитрозамины?

10. каково значение минеральных вод?

II. Какой процент из всех вод Земли годится для питья?

 

 

 

  № п/п   Специальность   Курс Всего зарегистрировано студентов   Пользуются библиотекой Не пользуются по причине задолженности   Не записаны в библиотеку
2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010
1. Биология I - 29 - 28 - - - 1
II 16 - 15 - - - 1 -
III 18 15 7 15 9 - 2 -
IV - 15 - 8 - 7 - -
      34 59 22 51 9 7 3 1
  % от общего числа студ-в     65% 86% 26% 12% 9% 2%
2. Зоотехния I 58 70 58 69 - 1 - -
II 59 55 37 38 21 17 1 -
III 76 79 43 65 32 13 1 1
IV 105 63 74 49 30 13 1 1
V 103 93 51 60 52 33 - -
  401 360 263 281 135 77 3 2
  % от общего числа студ-в     65% 79% 33% 21% 2% 0 %
3. Зоотехния (Магистр) I - 10 - 10 - - - -
II - - - - - - - -
  - - - -
  % от общего числа студ-в     100% - - - -
Технология производства и перераб. с. -х. продукции I 33 - 33 - - - - -
II 22 29 12 15 10 14 - -
III 24 18 20 12 3 6 1 -
IV - 23 - 10 - 13 - -
V - - - - - - - -
    79 70 65 37 13 33 1 -
% от общего числа студ-в     82% 53% 18% 47% 2%
Туризм (Бакалавр) I - 23 - 22 - - - 1
      - 23 - 22 - - - 1
  % от общего числа студ-в   79 93 - 96% - - - 4%
Водные биоресурсы и аквакультура (Бакалавр) I - 24 - 23 - 1 - -
      - 24 - 23 - 1 - -
  % от общего числа студ-в     - 96% - 4% - -
  Итого:   514 546 350(68%) 424 (78%) 157(31%) 118 (22%) 7(1%) 4(0,7%)

 

Анализ показывает, что студентов, пользующихся абонементами библиотеки за анализируемый период, возросло в целом на 10%. По специальностям эта цифра варьирует. Но резерв в этом плане имеется.

Преподаватели кафедры осуществляют контроль подготовки студентов к занятиям, к КР и др. формам, на занятиях и в период посещения общежития, которое осуществляется согласно плана.

График индивидуальных консультаций преподавателями, тематика дипломных работ и СРС вывешивается на стенде в начале семестра. Освоение методики НИРС проверяется на кураторском часе, на учебных занятиях. Ритмичность выполнения СРС в межсессионный период отражается на стенде.

В каждом семестре на заседаниях кафедры обсуждается выполнение СРС по отдельным видам.

Все виды СРС обеспечены практически всеми учебно-методическими материалами. За последние 3 года на кафедре изданы 3 учебных пособия.

Результаты СРС представлены в табл. 3 (слайд 4).

 

Таблица 3 Результаты СРС по кафедре РЖП

 

№ п/п Виды СРС 2008-2009 уч.г. 2009-2010 уч.г.
Количество выступлений:    
  - на научной сессии
  - на конференциях
Подано работ на конкурс, шт.  
Средний балл по:    
  - отчету о практике 3 курс 4,0 4,0
  4 курс 4,1 4,7
  - курсовой работе 3,84 4,1
  - дипломной работе 4,0 4,5
Опубликовано научных статей совместно со студентами

 

Из данных табл.3 видно, что результативность СРС на кафедре находится на достаточном уровне.

 

Несмотря на вышеуказанное в организации СРС на кафедре имеются определенные недостатки:

- осуществляется недостаточный контроль за графиком выполнения СРС;

- не все студенты, закрепленные за преподавателями кафедры, используют абонементы библиотеки;

- у отдельных преподавателей относительно низкая требовательность к этой форме обучения студентов;

- не по всем основным дисциплинам подготовлены и изданы учебные пособия.

 

Выводы

 

 

1. Методика обучения пчеловодства исследует содержание образовательного процесса, закономерности усвоения по этому предмету.

2. Методика обучения пчеловодства тесно связана с другими предметами.

3. В процессе обучения дисциплины «методика обучения пчеловодства» формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

4. Важной формой обучения студентов является СРС.

 

План.

1. Основные функции биологических мембран.

2. Структура биологических мембран.

3. Современные представления о строении биологических мембран.

4. Химический состав мембран. Свойства и роль белков и липидов мембран.

3. Функции биологических мембран.

4. Физическое состояние и фазовые переходы липидов в мембранах.

5. Модельные липидные мембраны.

6. Физико-химические методы исследования мембран.