Апреля, 19.00

Апреля, 19.00

Апреля, 19.00

Личность и церковь: зачем верующий идет в храм?

Трактовка религиозности не как убеждения только, но прежде всего как состояния, основанного на чувстве причастности к чему-то непостижимо большему, чем единичная личность, дает ключ к пониманию культовых действий. То, что для постороннего человека кажется некоей внешней игрой, пустым ритуалом, для верующего является переживанием вновь и вновь событий священной для данной религии истории. Он участвует в храмовом действе, а не присутствует на нем как зритель. В нем задействованы все органы чувств (зрение, слух, обоняние, тактильные и вкусовые ощущения), разум (через знание и понимание происходящего) и тело (поклоны). Объединение верующих в едином порыве чувств многократно усиливает переживание происходящего по сравнению с уединенной молитвой. Значительную роль играет эстетический фактор. Но главным остается восприятие службы не как символа только (рациональный подход), и не как эмоционального состояния только (психологическая трактовка), но как подлинной реальности, происходящей в вечности и поэтому одновременно и в данный момент.

 

Конечная цель: освобождение или спасение?

Обе религии говорят о необходимости отказа от мира страстей и развитии в человеке духовных качеств, выводящих его за пределы видимого мира. Смысл религиозного пути раскрывается с точки зрения вечности, но и в земном бытии человек обретает внутреннее спокойствие, неколебимость, развивает в себе сострадание и милосердие, освобождается от зависти и гордыни. Пять омрачений сознания и пять аспектов мудрости в буддизме, восемь страстей и восемь добродетелей в христианстве - весьма схожие концепции. Отличие в путях и средствах избавления от них. В обеих религиях человек должен прикладывать личные усилия для духовного освобождения, но ему удается это сделать лишь при содействии духовных сил - бодхисаттв в буддизме, божественной благодати в христианстве. В своей массе люди оказываются неспособными освободиться своими усилиями (в отличие от основоположников религий) и нуждаются в поддержке высших сил.

 

Итоговое занятие: психологи о религии и вере.

В настоящее время рано говорить о каких-либо целостных психологических концепциях религии. Существуют отдельные высказывания выдающихся психологов на эту тему. Некоторые из них весьма интересны, другие выглядят непрофессионально с точки зрения религиоведа, многие противоречат друг другу, одни доброжелательны, другие враждебны по отношению к религии. Рассматриваются исследования пастора Отто, У. Джеймса, В. Дильтея, Леви-Брюля, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, В. Франкла, Ст. Гроффа и др. В отечественной литературе – свящ. П. Флоренского, свящ. Нечипоренко, учебные разработки И. Яблокова, Зенько и Шеховцевой, Р. Грановской, П. Добросельского и другие. Главным итогом общих усилий ученых является обращение исследований к духовному содержанию религий, выход за рамки устоявшихся ранее подходов к ее изучению (преимущественно социально-политического), открытие новых перспектив осмысления такого сложного феномена общественного сознания и общественной жизни как религия.