Апреля, 19.00.

Марта, 19.00

Марта, 19.00

Человек: пять скандх или дух, душа и тело?

В буддизме представление о мире как совокупности дхарм, управляемых законом кармы, приводит к трактовке личности как набору дхарм, группируемых по пяти категориям. Следует понимать, что понятие "закон кармы" имеет здесь смысл сверхъестественного закона, не проверяемого эмпирически и, следовательно, признаваемого на основе веры. Согласно буддизму, вследствие действия кармы люди из бесплотных обитателей космоса превратились в телесных земных существ. В христианстве концепция творения (тоже основанная на вере) придает человеку статус творения Божия и различает в нем дух, душу и тело. Общим для обеих религий является представление о изначально высоком, космическом положении личности, утраченном в силу неблагих поступков (буддизм) или отпадения от своего божественного источника (христианство), и призыв вернуться в это чистое, неискаженное состояние.

 

Познание: чувства, рассудок, разум, вера. Просветление или Откровение?

Описание познавательных способностей человека во многом схоже в двух религиях, т.к. исходит из эмпирического наблюдения. Общим является и признание ограниченности чувственно-рассудочного познания и возможности некоего прорыва к высшему знанию, достигаемому вне указанных форм, в некоем ином, не обыденном состоянии сознания, называемом в буддизме просветлением, а в христианстве – откровением. И то, и другое рассматривается как высшая форма познания, достигаемая или даруемая в результате чистоты образа жизни, речи и мысли. Вера в первональном смысле служит способом приобщения чужому духовному опыту (не достижимому для массы людей), в результате переживания которого практикующий верующий приходит в то состояние, которое может быть соотнесено с опытом выдающихся религиозных практиков.

Религиозная практика: медитация или молитва?

Медитация, являющаюся для европейцев символом религий Востока, начинается и заканчивается молитвой и не может быть рассматриваема вне ее. Молитва сопровождает жизнь верующего и служит пробуждению в нем дремлющих духовных способностей, соединению с высшими небесными силами (в буддизме – бодхисаттвами и др., в христианстве – с ангелами, святыми) и получению от них духовной поддержки. В идеале молитва должна быть направлена на преобразование личности, уподобление идеалу данной религии. Молитвы о земных нуждах носят здесь подчиненный характер, в отличие от предшествующих архаичных и древних верований.

Медитация (на санскрите – дхьяна) основана на сосредоточении сознания, как и молитва. Лучшим термином для перевода слова "дхьяна" является "созерцание". Отдавая пальму первенства в этой практике буддизму, следует отметить, что она применялась на православном Афоне и с 14 в. получила обоснование в трудах Григория Паламы и его последователей. Направление получило название "исихазм" (от греч. "исихия" – молчание).