РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ, ФАНТАЗИИ И ИНТУИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В созидательной деятельности архитектора силе художественного воображения принадлежит особая роль, так как от него зависит, быть или не быть воплощенным и выраженным в проекте разнообразным идеям, созданным фантазией архитектора. Воображение цементирует, оживляет, объединяет и наполняет единым содержанием получаемые фантазией разрозненные замыслы. Продукты фантазии недостаточно конкретны, бедны оттенками смысла, чтобы из них можно было составить полноценную идею. Они как бы плоскостны, двухмерны. Воображение превращает их в полноценные трехмерные конкретные образы пространства и пластической формы, из которых можно лепить в уме задуманный объект. В то же время фантазия необходима как логический механизм, обеспечивающий поступательное развертывание замысла, толкающий воображение на новые творческие усилия. Формирование художественных моделей связано с механизмами памяти. Память оказывает репродуктивное действие. Ее активность — в целенаправленном выборе ранее оформленного психикой материала. Воображение — механизм продуктивного действия — обогащает содержание, развивает и реконструирует известные ранее формы, способствует обнаружению новых связей, ассоциаций и идей. Творческое воображение архитектора как конструктивный процесс направляется на образование новых мысленных объектов.
Было бы неправильно думать, что творческие процессы в архитектуре характеризуются лишь обязательным созданием чего-то совершенно нового. Творческое воображение позволяет осуществить рекомбинацию уже известных концепций, принципов, сочетаемых новым оригинальным способом (по типу кентавра). В этом случае сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Однако архитектору недостаточно обладать способностью к новой организации репродукционного материала. Для создания новых художественных моделей ему нужен еще один механизм, родственный воображению, но не сводимый к нему. Этот механизм — интуиция. Воображение способно творчески организовать существующую ситуацию, интуиция — создать новое. Они взаимодействуют и проникают друг в друга [164, с. 111].
Интуиция — один из способов осознания действительности; в нем тесно связаны восприятие, мышление и чувство. Интуиция архитектора проявляется в непосредственном усмотрении проектного решения в целом, минуя путь механического комбинирования отдельных узлов и частных решений. Механизм интуиции основан на догадке или косвенном (не строго логическом) способе обнаружения решения задачи.
А. Аалто писал: «Я забываю на время о запутанном клубке проблем... Я начинаю рисовать свободно, полагаясь на свою интуицию, и вдруг рождается основная идея» [83, с. 30J1. По А. Бурову: «искусство перестает быть искусством в тот момент, когда для создания произведения не требуется интуиция... индивидуального мастерства» [59, с. 117].
Интуиция обусловлена предшествующим эмпирическим и теоретическим уровнем знаний. Интуитивное мышление при скачкообразности своей структуры носит целесообразный характер, выступает как процесс, как движение к результату, осуществляемое через серию познавательных операций [156, с. 46]. Интуиция разделяется на фазы: подготовка, инкубация, озарение, обоснование.
Подготовка. Возникновению полезной идеи, замысла, что кажется внезапным, предшествует предварительный, преимущественно сознательный анализ. Без длительной и терпеливой дедуктивной работы ума не бывает плодотворной интуиции.
Инкубация. В период инкубации постепенно в скрытом виде осуществляется преобразование понятий, информации в наглядные образы,
1 «Социальные, гуманитарные, технические и экономические требования, возникающие наряду с требованиями психологическими и затрагивающими интересы каждого индивидуума и каждой группы людей с присущим им жизненным ритмом и всеми их внутренними побуждениями, столь многочисленны, что образуют некий запутанный клубок, который не может быть распутан рациональными методами. В таких случаях я выбираю иррациональный путь — он короче» [83, с. 30].
которые мысленно соотносятся и комбинируются.
По свидетельству Лагранжа и Пуанкаре, замысел, идея формируются тогда, когда внимание сосредоточено на другой работе («мыслить в сторону»). В условиях учебного процесса это служит основанием к тому, чтобы в период созревания проектной идеи — инкубации работу над проектом чередовать с теоретическими и другими занятиями.
Озарение. Психологи считают специфическим для интеллектуального творчества явление инсайта, т. е. внезапного озарения, схватывания элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают решение задачи [161, с. 49]. Творческое озарение является результатом длительных и внешне бесплодных поисков, когда решение приходит как бы неожиданно.
В сознании всплывает информация, которая оказывается либо готовым решением, либо близкой к такому решению. Студент вдруг осознает, что он нашел искомый образ; ему кажется, что идея решения «осенила его сама собой».
Озарение — кульминационный момент в интуитивном процессе возникает тогда, когда все элементы исследуемой ситуации, находившиеся до того в разрозненном состоянии, наглядно замыкаются на неизвестном ранее звене в единую целостную структуру, когда эти элементы и их связи становятся зримыми [176].
Плодотворная идея вносит существенно новый важный элемент и меняет нашу точку зрения [154, с. 241], дает возможность преобразовать сложную задачу в простую, найти новый способ структурирования проектной модели или решить проектную задачу в целом. Творческое мышление позволяет приступить к действию на основе осознанной интуиции.
Обоснование. На заключительной фазе творческого акта происходит обоснование интуитивно найденной идеи. Чтобы выяснить действительную ценность интуитивно полученного решения, оно подвергается строгой проверке. Анализ может показать, что возникшая идея не приводит к искомой цели, и тогда приходится продолжить творческий поиск.
Интуиция1— это необходимое качество, признанное также крупнейшими инженерами-конструкторами. П. Л. Нерви желал современным конструкторам воспи- тыаать в себе ту творческую интуицию, которая существовала а эпоху Возрождения. Фрейсине признавал только два источника информации: «прямо восприятие фактов и интуицию, которая... является отражением и содержанием всего жизненного опыта, отложившегося в подсознании человека» {179, 1971, № 4, с. 115]. Сожалел о потере интуиции у конструкторов Ф. Кандела. Он поясняя: «проектирование следует также четко отличать от расчета, как синтез творчестве от анализа исследования, и хотя эти процессы могут совпадать и дополнять друг друга, творчество все же никогда не будет прямым следствием аналитических исследований» £179, 1971,
№ 4, с. 1)4].
Процесс решения творческой задачи является процессом интуитивным и логическим одновременно. Интуитивное и логическое мышление в архитектурном проектировании дополняют друг друга подобно воображению и фантазии. Постоянное двустороннее перекодирование существенно повышает эффективность творческой работы.
Знания, тонкие наблюдения, опыт и мастерство архитектора на основе воображения, интуиции и логики способны привести к высокому художественному результату. Педагоги должны внимательно подходить к результатам интуитивной деятельности студента, который в силу своей недостаточной информированности склонен к импровизации, фантазированию, нешаблонному мышлению [47], проявляет находчивость на пути поиска «порядка в беспорядке».